130 лет назад родился знаменитый советский актер, народный артист СССР Борис Щукин, чье имя носит Театральный институт при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Ярчайший театральный деятель 20-30-х годов XX века стал одним из первых исполнителей роли Ленина. Это была невероятная по сложности задача, с которой ученик Вахтангова блестяще справился.
Театр с ситцем
Борис Щукин появился на свет 17 апреля 1894 года в Москве. Его отец, выходец из крестьян Волоколамского уезда, служил официантом в московском ресторане "Эрмитаж". Через несколько лет после рождения сына семья переехала в Тульскую губернию, а потом в небольшой город Каширу. Там глава семейства держал буфет на железнодорожной станции совместно с другими компаньонами.
Будущий артист рос среди железнодорожных рабочих и служащих. Характер у мальчика был мягкий, добродушный, мечтательный. Его мама любила приглашать гостей, устраивать домашние спектакли. Она и поощряла в сыне страсть к театральным представлениям.
Еще в возрасте 9-10 лет Борис научился ставить спектакли. В его труппу входила сестра, школьные товарищи и мама. Во дворе из досок он построил сценическую площадку с ситцевым занавесом - это был его первый театр. Публика сидела на поленьях, иногда приходило до ста зрителей. В репертуале "щукинского театра" были рассказы Чехова, водевили, фарсы.
Механик с театральной страстью
В 11 лет Бориса отправили в Москву, где он поступил в реальное училище Воскресенского. Это было привилегированное заведение для буржуазных детей, куда ему помог попасть дядя - он использовал все свои связи. Однокурсники вели себя с Щукиным холодно, но Борис сдружился с педагогами и директором училища Алексеем Воронцом.
Тот возил учеников в Петербург, показывал музеи и памятники. Водил на спектакли столичного Художественного театра. Именно в нем Борис впервые увидел "Горе от ума" и "Три сестры".
Мальчик считал высшим счастьем попасть на спектакль, в Москве побывал с дядей во всех театрах. Лучшие постановки Художественного театра Борис смотрел по несколько раз, приходил за полтора часа до спектакля, стоял у служебного входа, чтобы увидеть актеров.
Щукин не верил, что театр может привязать к себе человека на всю жизнь, но сам привязался. Он завел для себя правило - два раза в год смотреть "Три сестры" в Художественном театре. Но и тогда идея стать профессиональным актером казалось ему безумной.
"Как хороши, как свежи были розы"
В 1913 году, после окончания реального училища, Борис поступил на механический факультет Московского высшего технического училища, изучал высшую математику, теоретическую механику, технологические дисциплины, работал лекальщиком в железнодорожном депо Каширы. Казалось бы, судьба определена.
Но в 1916 году его мобилизовали, направили в Московское Александровское военное училище, где он в избытке получил представление о солдатской службе в царской армии и приобрел суровую закалку. Щукина назначили в саратовский запасный полк, а потом отправили на австро-германский фронт.
После Октябрьской революции молодой человек демобилизовался и вернулся в Москву, а потом и в родную Каширу. Он работал слесарем, был помощником машиниста, обучал рабочих военному делу. И начал играть в драмкружке железнодорожного клуба.
Уже много позже Щукин признавался, что в землянках на фронте вспоминал спектакли Художественного театра, Ивана Карамазова в исполнении Качалова, Мефистофеля Шаляпина.
В драмкружке Борис сыграл свыше ста ролей, стал любимым актером, "премьером" каширского театра.
В 1919 года Бориса призвали в Красную Армию. Он попал в Москву, работал в школе старших инструкторов, а свободные вечера решил посвятить театру. На приемных экзаменах в Первую студию Художественного театра ему сказали, что учиться только по вечерам не получится.
В начале января 1920 года Щукин увидел в газете объявление о приеме в студию Вахтангова. В назначенный час направился в студию на Остоженке. Сам Вахтангов был болен, испытания производил Борис Захава.
Вот как описывал экзамен Щукина один из студентов:
"Шел урок первого курса. Вел его Захава, который в конце урока предупредил нас, чтобы мы не расходились - прослушаем новичков, поступающих к нам в студию.
Он заглянул в список и сказал:
- Гражданка... гражданка Щукина. Прошу на сцену.
- Гражданин Щукин?! - раздался из угла вежливый голос с разъясняюще-вопросительной интонацией.
- Разве? А здесь написано: Щукина. Очевидно, ошибка...
- По-видимому,- вежливо согласился тот же голос из угла.
Зал дружно расхохотался.
На маленькую сцену вышел большеголовый, крутолобый человек, одетый в красноармейскую форму, с обмотками на ногах. Он щурился от яркого света, скрывая этим свое смущение. От его широкоплечей фигуры веяло силой и здоровьем. Казалось, что, несмотря на естественное волнение и многочисленную аудиторию, ему, в общем, неплохо на сцене, даже как будто уютно, поэтому он и улыбается такой широкой улыбкой.
Щукин прочитал юмористический рассказ "Экзамен по географии". Читал он очень волнуясь, но с тем мягким юмором и искренностью, которые сразу завладевают вниманием аудитории.
Когда он кончил чтение, Захава спросил:
- Что вы можете еще прочесть?
- Я хотел прочитать, - последовал ответ, - "Как хороши, как свежи были розы".
В зале раздался новый взрыв хохота. Но испытуемый не огорчился. Казалось, он и сам готов был расхохотаться вместе с нами.
- Не подходит? - робко спросил он.
- Да-а… Может быть, у вас есть что-нибудь другое?
- Нет. Мне хотелось бы прочитать это.
И он начал читать тургеневское стихотворение в прозе. То ли вещь к нему не подходила, то ли Тургенев звучал в боевые двадцатые годы большим анахронизмом, но мы не могли удержаться от смеха. Б. Е. Захава остановил его и предложил показать импровизированный этюд при участии еще одной ученицы. Тема этюда - ожидание в приемной студии перед экзаменом.
Начался этюд. Мы сразу поверили, что ученик действительно ждет экзамена. Он вел себя жизненно правдиво и просто".
Через несколько минут стало известно, что Щукина приняли в студию Вахтангова. Ему было тогда 26 лет.
От Льва Гурыча до Ленина
После поступления в студию Щукину долго не давали ролей. Только весной 1920-го его поставили играть почтальона в инсценировке чеховского рассказа "Ведьма" - и то только потому, что не хватило актера. Вахтангов присутствовал на экзамене и остался очень доволен игрой Бориса. В постановке чеховской "Свадьбы", он дал Щукину роль грека Харлампия Спиридоновича Дымбы.
До шести часов вечера он работал в артиллерийской школе, а потом через весь город шел пешком с Ходынки на Арбат в студию. По дороге собирал нужные для роли краски от армян и чистильщиков сапог. Репетиции обычно начинались поздно вечером и иногда продолжались до 7 часов утра. Несмотря на то, что позже ему дали другую роль в спектакле, Щукин был счастлив, потому что учился у величайшего режиссера.
"Вспоминая пройденный путь, часто удивляешься: как все мы, вся страна, полуголодные, плохо одетые, работали, творили, росли? Голодал я страшно, так как весь свой военный паек должен был отправлять матери и сестре. Чем и как питался - затрудняюсь сказать", - вспоминает актер. Судя по всему, тогда Щукин надорвал свое здоровье, у него начинался туберкулезный процесс.
В 1921 году Бориса зачислили в основную труппу и поручили роль Тартальи в спектакле "Принцесса Турандот", о котором говорили: "этой постановкой мы опередили Европу на триста лет". Позже, уже после смерти Вахтангова, был Лев Гурыч Синичкин в водевиле Ленского, Полоний в "Гамлете" и многие другие.
Знаковой ролью для Щукина стал Егор Булычов в пьесе Горького. Борис Захава, ставивший спектакль, рекомендовал актеру прочесть исследование Ленина "Империализм, как высшая стадия капитализма", потому что эта книга раскрывала смысл горьковской пьесы.
Актер очень глубоко вжился в роль. "Я приходил домой только к обеду и потом снова уходил с пьесой на высокий берег Волги. Я срезал себе толстую можжевеловую палку и с ней совершал все свои лесные приволжские путешествия. Эта тяжелая, толстая палка во многом мне помогла. Она многое дала в ощущении руки, кулака, в походке, в ритме, в движениях. Иногда я бродил по берегу до утра, неотступно работая над образом Булычова, и, любя его все больше, все больше восхищался глубиной и богатством пьесы", - писал Щукин.
Позже Максим Горький признавался: "Я не думал, что я написал такого Булычова". Это была величайшая похвала актеру. Рассказывают, что эта роль Щукина привела писателя к мысли, что Ленина в театре должен сыграть именно Борис Васильевич. "Как он мне напоминает Ленина своей манерой, походкой, речью!", - говорил Горький.
Так и случилось. Щукин предстал в образе вождя в 1936 году в спектакле "Человек с ружьем", сыграл его в двух картинах - "Ленин в Октябре" (1937 год) и "Ленин в 1918 году" (1939 год).
"Парадокс об актере"
Роль Ленина сделала Бориса Васильевича всенародно известным. Изначально Щукин считал, что такая задача ему не под силу, что "моральная и творческая ответственность превышает его возможности". Но однажды ему позвонил председатель Комитета по делам искусств при СНК СССР и сообщил, что Ленина играть будет только он. Актер не мог не согласиться.
Над образом вождя Щукин работал и дни, и ночи. Он изучил массу разных материалов, встречался в Кремле с Надеждой Крупской. Несколько часов она рассказывала Борису Васильевичу о привычках, симпатиях и антипатиях Владимира Ильича, литературных и художественных пристрастиях, как он работал и отдыхал, подарила альбом с любительскими карточками Ленина.
Уже тогда актер жаловался на сердце и плохое самочувствие. Его отправляли лечиться на море - на Кавказ и в Крым, но и там он работал над самым главным в своей жизни образом. Ответственность на Щукина возложили просто космическую. Щукин преуменьшал свое болезненное состояние, говорил, что ему стыдно стать "курортным отцом".
4 октября 1939 года Борис Васильевич заболел ангиной, также ему поставили миокардит. На 11 октября была назначена премьера "Ревизора", где он играл Городничего. Актер вроде бы начал выздоравливать, был весел и оживлен, только сильно мерз. Накануне трагического дня весь вечер с ним пробыл режиссер Рубен Симонов - друзья шутили, расстались весело. Супруга Щукина закутала мужа, попросила поменьше читать и оставила на диване в кабинете.
На следующее утро она увидела, что Борис Васильевич спит с книжкой в руке. Но его руки оказались слишком холодными. Врачи предположили, что смерть наступила во сне, примерно в 2 часа ночи. Щукин держал книгу Дидро "Парадокс об актере", раскрытую на страницах 8-9, где автор говорит о юморе и о том, что "чувствительность отнюдь не есть свойство талантливого человека".
Борису Щукину было всего 45 лет. Он мечтал сыграть Кутузова и Отелло. Но и без этих ролей оставил яркий след в театральном и киноискусстве. На просьбы отдохнуть и бросить все он отвечал по телефону "Ничего не поделаешь - жизнь! Я за жизнь!".
Использованы материалы книги Павла Новицкого "Борис Щукин. Жизнь и творчество".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем