издается с 1879Купить журнал

5 фактов о самой серийной советской подлодке

18 апреля 2024

60 лет назад, 18 апреля 1964 года, заложили первую дизель-электрическую подводную лодку проекта 641. Эта серия стала самой крупной в истории подводного кораблестроения предприятия Адмиралтейские верфи. Мы собрали пять фактов о субмарине, которую НАТО классифицировало как Foxtrot.

Подлодка проекта 641.

wikimedia.org

Подлодка проекта 641.

Факт первый. Всего построили 75 подводных кораблей - самая многочисленная серия. Из них 17 ушли на экспорт: служили в Польше, Ливии, Индии и на Кубе. Скорость субмарин - 16,8 узла, глубина погружения - 280 метров. Длина - 91,3 метра, ширина - 7,5. Подлодка состояла из семи отсеков.

Факт второй. Применение высоколегированной стали АК-25 для производства субмарины. Это увеличило ее погружение до 280 метров. Возросла и автономность плавания до 90 суток. Кроме того, улучшились условия обитаемости экипажа, они стали более комфортными и безопасными.

Факт третий. Четыре подлодки проекта 641 участвовали в операции "Кама" во время Карибского кризиса 1962 года - Б-4 "Челябинский комсомолец", Б-36, Б-59 и Б-130. Тогдашнее противостояние между СССР и США чуть не закончилось ядерной войной.

Факт четвертый. Проект 641 был признан удачным, поэтому многие субмарины сохранили как памятные знаки и музеи. Ограждение рубки дизель-электрической подлодки Б-107 установили на внешней экспозиции "Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско".

В Калининграде в Музее мирового океана находится подлодка Б-413, в ней сохранены все отсеки и интерьеры. Из Б-440, которая стоит в Вытегре, также сделали музей. Б-427 продали для музея в Австралию. Б-39 находится в морском музее Сан-Диего в США.

Факт пятый. На сегодняшний день на плаву сохранился один экземпляр - подлодка "Запорожье", ее забрали у Украины и передали Черноморскому флоту.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться