издается с 1879Купить журнал

Андрей Рябушкин: долгий XVII век и короткий свой

Крестьянский художник успел передать потомкам холсты и мечты о прекрасном

Зима 1899 года. Петербургский бомонд заполнил залы выставки объединения "Мир искусства". Сверкание мундиров, аксельбантов, фраки, блеск белоснежных воротников. Сам августейший президент Академии художеств на открытии экспозиции...

Московская улица  XVII века в праздничный день. 1895 год.

Московская улица XVII века в праздничный день. 1895 год.

Не торопясь, кружится светская карусель. Вокруг большого холста в центре одного из залов суетное движение замирает. Здесь словно окно прорублено в стене - в самую гущу бытия народного. "Московская улица XVII века". Весенний гул древнего города, разноцветье костюмов, пестрая панорама народных типов...

Андрей Рябушкин. 1890-е годы.

В сторонке стоит автор. Тоненькая фигурка в скромной отутюженной черной паре, бледное, с русой крестьянской бородкой, грустное лицо. Словно чужой на светском веселье. Андрей Рябушкин. Ему 38 лет. Друзья вспоминали: "Становясь старше, он делался постепенно задумчивее и молчаливее. Иногда он целыми часами просиживал с нами, не говоря ни слова".

У триумфатора выставки впереди совсем мало жизни....

Два Андрея

Он родился в 1861 году. Детство в Борисоглебске. Сумерки в крохотном оконце с треснувшим пыльным стеклом. В избе тихо. Густой запах олифы. Где-то за печью поскрипывает сверчок. С утра Андрюша левкасил доски, тер краску, устал и задремал. Скрипнула дверь. В избу шагнул молодой мужчина. С широких полей шляпы стекают капли воды, в дом вместе с ним ворвался свежий сырой воздух. "Тезка, - говорит Андрей Харлампиевич Преображенский, - пора собираться в путь. Завтра едем учиться в Москву. Сложи вещи, заверни рисунки".

Девушка-чернавушка побивает мужиков новгородских. Иллюстрация к былине "Василий Буслаев".

Дождь прошел. Вечерняя заря осветила старую избу, замерцали оклады икон, засветились листы рисунков, приколотые к рассохшимся бревенчатым стенам.

Сборы были недолгими. На другой день Андрей Рябушкин получил драгоценную бумагу из волостного управления:

Чаепитие.

"1875 г. Августа 16 дано сие Тамбовской губернии Борисоглебского уезда мальчику села Станичной слободы Андрею Петрову Рябушкину в том, что он уволен для поступления в воспитанники какого-либо художественного заведения, где только может быть принят к изучению художественному искусству... Рожден от государственного крестьянина Петра Васильева и жены его Пелагеи Ивановой Рябушкиных 17 октября 1861 года. Родителей его в живых нет, телосложения по наружному виду здравого... Старший его брат Федор Петров Рябушкин остался на земле".

Едут! Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века.

Небольшой баул, папка с набросками - и 14-летний юнец отправляется со своим покровителем в Москву. Андрей Преображенский, тогда начинающий художник, уже несколько лет исподволь наблюдал за талантливым подростком, который на его глазах помогал отцу, самоучке-живописцу, был трудолюбив, застенчив, очень музыкален, а главное, много и весьма по-своему рисовал с натуры. Андрей Харлампиевич потом всю жизнь, чем мог, способствовал Андрею Рябушкину...

Уроки и обеды Перова

Москва. Училище живописи, ваяния и зодчества. Мудрый Василий Григорьевич Перов с его неторопливыми советами и добротой. Гостеприимный дом и вкусные обеды в доме мэтра. Товарищи по училищу братья Коровины, Левитан, Нестеров.

Петербург, Академия. Трудные голодные годы школы. Прошения о помощи. И вот, наконец, звание классного художника первой степени.

Что впереди? Нет ни родных, ни близких, ни семьи. А ведь он на пороге тридцатилетия. Спасибо товарищам по Академии, Тюменеву и Беляеву, что пригрели. На отсутствие заработков жаловаться не приходится, за иллюстрации недурно платили. Но лишь к живописи тянется сердце...

Московская девушка XVII века.

Он объездил Москву и Подмосковье, побывал в Новгороде, посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород, переворошил уйму книг, летописей, народных сказаний, рисовал архитектуру, костюмы, изучал в музеях старинные ткани, предметы быта, оружие. Сотни иллюстраций, десятки картин на исторические, библейские сюжеты...

Во встречах с приятелями он порой проявлял столько "искренней веселости, непринужденности и добродушия, что слушатели невольно разражались веселым и дружным смехом". Невзирая на нужду был бессребреник, и когда зарабатывал деньги, они исчезали быстро. Семьи не завел. Пристрастия к приобретательству не обнаружил. И все чаще мечтал создать картину капитальную. Главную.

Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии. 1891 год.

Такой стала "Московская улица XVII века".

Усадебный флигель И.Ф. Тюменева.

Животворная Любань

После выставки желание окончательно покинуть Петербург и поселиться подальше от суетной столичной карусели стало непреодолимым. Так оказался он недалеко от станции Любань нынешней Ленинградской области, в имении Приволье своего друга Ильи Тюменева. Зеленые холмистые берега речки Тигоды, поросшие березами и соснами. Простая и понятная крестьянская среда любанского края, где он сблизился с простыми людьми, участвовал в посиделках, вечеринках, крестинах и свадьбах. По соседству с березовой рощей встает домик - мастерская художника, которую для него построил друг...

Портрет друга Ильи Тюменева с женой.

Грезил ли Андрей Рябушкин, что именно здесь, на берегах Тигоды, суждено ему провести лучшие годы своей жизни? Мальчиком он пел дискантом в сельском хоре. Позже научился играть на балалайке, гитаре, домре и гармошке, знал немало чудесных народных мелодий, импровизировал. Друг Тюменев превосходно музицировал. Все это создавало непередаваемую атмосферу союза двух муз, согласно существовавших в душе. И картины Рябушкина наполнены особым ощущением ритма, только ему свойственной гармонией.

Илья Тюменев произносит тост. Справа от него - В. Беляев, А. Рябушкин и С.С. Светлов. 1889 год.

В считаные годы он создает ряд полотен неумирающей красоты и проникновения в самую суть прелести старой Руси. "Свадебный поезд в Москве" - 1901, "Едут" - 1901, "Московская девушка XVII века", "Чаепитие" - 1903. Яркие полотна, словно чудом, следовали одно за другим. Работалось волшебно быстро и страшно. Он чувствовал злую, неотступную власть недуга. И наперекор всему упрямо, изо всех сил спешил отдать свои мечты, ощущение прекрасного, любовь к жизни.

Прощание

27 апреля (10 мая по новому стилю) вице-президент Академии художеств граф И.И. Толстой получил телеграмму, где сообщалось "о кончине Андрея Петровича Рябушкина, последовавшей от острой формы туберкулеза легких сегодня в ночь в усадьбе Дидвине".

Русские женщины XVII столетия в церкви. 1899 год.
Могила Андрея Рябушкина в Любани.

Провожали Мастера немногие. Семьи Тюменева и Беляева. Гравер Матэ и Андрей Преображенский, приехавшие из Петербурга, да крестьяне из окрестных деревень. Илья Тюменев позже вспоминал: "...он лежал такой же беленький, худенький, такой же симпатичный, каким бывал и в жизни..."

Через восемь лет друзья устроили его посмертную выставку. Сборы от нее позволили образовать фонд для увековечивания памяти художника, учреждения стипендий в Академии художеств и Московском училище живописи, ваяния и зодчества. А в 1957 году прах художника был перенесен из разоренного имения на Любанское городское кладбище.