Российское историческое общество (РИО) опубликовало целый ряд раритетных документов, в том числе письмо историка Дмитрия Корсакова секретарю ИРИО Георгию Штендману.
В открытом доступе появилось "Дело о письмах разных лиц секретарю Русского исторического общества Г.Ф. Штендману", которое хранится в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА). Оно включает в себя исторические источники о деятельности Императорского Русского исторического общества.
"Рассматриваемое архивное дело состоит из 352 листов, - уточнили в РИО. - Оно содержит документы на русском языке и иностранных языках, которые представляют собой письма в адрес секретаря Общества Г.Ф. Штендмана (1836-1903) по разным вопросам".
Тематически все эпистолярные материалы сгруппированы в несколько больших блоков. В первую группу входят письма выдающихся отечественных исследователей, направленные Штендману. В деле сохранилось, например, письмо историка Дмитрия Корсакова, датированное 4 августа 1880 года.
Он сообщал Штендману о выходе в свет своей новой книги "Воцарение императрицы Анны Иоанновны" и просил извинить его за промедление с отправкой экземпляра издания в подарок. Корсаков обещал "непременно прислать свое сочинение позднее, когда завершится сезон летних поездок и отпусков и когда посылка точно сможет достигнуть адресата".
Указанный труд был издан в 1880 году типографией Императорского университета в Казани. На сохранившемся оригинале стоит подпись ректора Фирсова, который лично дозволил пустить труд в печать. В предисловии Корсаков отмечал, что его "этюд" касался малоизученного, на тот момент, и довольно противоречивого периода, когда Россия переживала непростые времена.
"Во время воцарения Анны Иоанновны ощутительно выражается тот антагонизм между русскими и иноземцами, который достигает своего апогея к концу царствования этой государыни, - писал Корсаков. - В воцарение Анны Иоанновны сказывается и та рознь между русскими людьми, которая характеризует их последующее несогласие в политических воззрениях и мероприятиях".
Далее Корсаков отмечает, что принципы, во имя которых враждовали и соединялись русский родословные люди и шляхтичи 1730 года - "для нас не существуют более: они стали достоянием прошлого; страсти их волновавшие - чужды нам".
Корсаков также признается, что при создании "этюда" он руководствовался несколькими задачами, в том числе подвергнуть строгой критике источники истории воцарения императрицы Анны Иоанновны.
Одной из главных своих задач Корсаков также видел изложение "политических планов верхновников и шляхетства, которые (особенно планы шляхетства) до сих пор представляются в не совсем ясном свете".
В деле сохранилось и еще одно любопытное раритетное письмо, адресованное Штендману членом-основателем ИРИО бароном Александром Жомини, известным историком и дипломатом. В своем письме Жомини уведомлял секретаря Общества о проводимой работе по разбору бумаг графа Румянцева. Барон просил Штендмана "донести при случае о предложенных <...> документах Августейшему покровителю нашего Исторического общества".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем