В Архангельске издали дневники и письма "из прошлого" - они принадлежат ветерану Великой Отечественной, внештатному военкору "Правды" и "Красной звезды" Александру Тунгусову: в этом году известному северному краеведу и журналисту исполнилось бы 105 лет.
На войну он ушел в июле 41-го - отступал от берегов Днепра, освобождал Кенигсберг, участвовал в наступлении на территории Чехии. А Победу встретил лейтенантом 31-й армии 1-го Украинского фронта. Два ордена Красной Звезды, медали "За боевые заслуги", "За взятие Кенигсберга" - все эти награды Александр Александрович привез домой, на родину - в архангельское село Верхняя Тойма.
Была с ним и потертая записная книжечка: в ней офицер рассказывал о наиболее памятных боях и буднях. Часть из них еще во время войны стала основой для заметок, которые Александр Тунгусов отправлял в центральные и армейские газеты. И только через 80 лет дневники смогли взять в руки все желающие - 220 военных страниц увидели свет в литературно-издательском центре "Лоция" Архангельска.
Неровные строчки, написанные под гром канонады (то ручкой, то полустершимся карандашом) пришлось долго расшифровывать. Зато сейчас мы получили новые драгоценные свидетельства Победы:
- Для книги я подготовил фрагменты из дневников 1941, 1942, 1945 годов. Они как репортаж из того далекого, грозного и тревожного времени. Ощущаешь все вживую, - рассказывает сын ветерана Вениамин Тунгусов.
"24 августа 1942 года. Вот уж поистине - на войне нет ни отдыха, ни сна. Если не самолеты, то артиллерия не дадут спать. Наши части выбили из деревень немцев и отбросили их за Волгу. Героически действует наша 3-я батарея во главе с Хариным. Ребята так и говорят: если есть Харин - все в порядке!
Артиллерийская канонада началась, когда еще не взошло солнце. Дрожит земля, словно в лихорадке. Зарево стоит над местностью. Потом к этому прибавляется рев наших самолетов-истребителей, которые бомбят фашистов. Взошло солнце, узкая светлая полоса протянулась на всю ширину горизонта. Прохладно. Рядом бьют орудия".
И даже 9 мая 1945 года война для Александра Тунгусова не завершилась: "Всю ночь била залпами наша артиллерия. А сейчас тихо-тихо. Утром - митинг, война закончена. Германия капитулировала. Люди поздравляли друг друга, не скрывая слез. Но наш праздник омрачен: всего за несколько часов до рассвета погиб с ребятами боевой командир подполковник Николай Иванович Выборов, сын алтайского хлебороба.
Еще вчера, вернувшись из штаба армии, он сообщил нам о предстоящей капитуляции гитлеровцев, а затем со своим ординарцем Ефремом Жуковым, разведчиками и связистами Филипповым, Полещуком, Фоминым, Тамуркой выехал вперед. Надо было переместить батареи на новые огневые позиции. Остановились, чтобы сориентироваться, на развилке дорог возле леса. И тут воздух потряс огромной силы взрыв. Разорванную машину с людьми отбросило на несколько метров. Это фашисты, мстя за поражение, заложили "фугас" на развилке и выжидали в леске, когда здесь появится "генеральская" машина…
Хоронить погибших будут на кладбище в Бунцлау. А нам дан приказ - на ускоренный марш. Будем двигаться первыми через Судеты на город Яблонец".
Домой старший лейтенант Тунгусов вернулся только в июле 1946-го. В Архангельской области и Нарьян-Маре работал на радио и в местных газетах, на своей малой родине создавал краеведческий музей. И продолжал воевать: помогал своим однополчанам получить жилье и "потерявшиеся" в приказах награды, добивался от власти не формального внимания и не фальшивой заботы о тех, кто прошел Великую Отечественную войну.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем