У входа в сияющий чистотой, только что отреставрированный художественный музей имени Крошицкого выстроилась длинная очередь. Жители Севастополя пришли увидеть знаменитый шедевр - картину Александра Дейнеки "Оборона Севастополя". В город русских моряков ее привезли впервые, специально к 80-й годовщине освобождения Севастополя от немецких захватчиков 9 мая 1944 года.
- Я видел эту картину только на иллюстрациях, - поделился житель Севастополя Юрий Милькин. - У меня с детства были альбомы с репродукциями советских картин, и там была "Оборона Севастополя". Я представлял ее гораздо меньше. А вот так увидеть вживую - это потрясающе! И то, что она в город к нам приехала в День Победы, - это большой подарок.
Новость о том, что картину Дейнеки привезут в город, быстро разлетелась по чатам и соцсетям. Севастопольцы пришли целыми семьями, чтобы на нее посмотреть и показать детям.
- Огромное счастье, что именно 9 мая эта работа представлена в Севастополе, - поделилась впечатлениями горожанка Татьяна Петрова. - На картине, безусловно, отражена вся сила русского народа, вера в победу и, самое важное, та неукротимая духовная мощь, которая присуща нам испокон веков, которую мы стараемся сохранить из поколения в поколение.
Картина, посвященная подвигу защитников Севастополя, хранится в Русском музее. Его стены она покидала считанные разы, чтобы предстать перед публикой в Москве, Германии и Италии. В Севастополе же она никогда раньше не была, хотя жители ждали ее с особым трепетом.
- Мы просили привезти картину в 1983 году, к двухсотлетию Севастополя, - рассказала замдиректора по научной работе музея имени М. П. Крошицкого, искусствовед Людмила Смирнова. - Однако в Севастополь она не поехала. А через год ее показали на выставке "Война и мир" в Германии. Вообще-то эту работу не давали никому. Но тогда это было святое дело: показать, что мы победили, и какой ценой.
В 2011 году "Оборону Севастополя" отправили на выставку в Рим в рамках года России в Италии. За год до этого из Италии в Россию привезли шедевр Рафаэля, а в Италию для поддержания культурного обмена поехала работа Дейнека. И в Риме она пользовалась большой популярностью, говорит искусствовед.
То, что картина оказалась в Севастополе к 80-летнему юбилею со дня освобождения - не случайность. Александр Дейнека написал ее в 1942 году, в тяжелое время для всей страны и для Севастополя. Город находился в осаде и непрестанно подвергался атакам, бомбардировке и штурмам со стороны армии вермахта. Дейнека в осажденном Севастополе не был, но не раз посещал его до войны и очень любил.
- Он много здесь работал в 1930-х годах, ходил в походы на кораблях, летал на самолетах, - рассказывает Смирнова. - У нас представлена фотография, где Дейнека ждет катерочек, который должен отвезти его в Качу, где его катали на самолете над городом и над Крымом. Он всю дорогу рисовал и издал прекрасную галерею акварелей Севастополя. Получились такие плотные акварели с гуашью, в которых он показал соединение воздуха, неба и воды, как будто при взгляде из самолета. Они настолько оказались интересными по мышлению и решению пространственных проблем, что их сразу приобрели Третьяковская галерея, Русский музей. Одну работу из этой серии подарили и нашему музею.
В феврале 1942 года Александр Дейнека поехал на фронт в городок Юхнов под Калугой. А когда вернулся в Москву, то увидел на плакате "Окна ТАСС" фотографию разрушенного Севастополя, причем немецкую - перепечатанную из немецкой газеты. Город был в руинах. Это зрелище его настолько потрясло, что художник принялся за работу и за считанные месяцы написал масштабное полотно размером два на четыре метра.
В военное время в Москве не нашлось натурщиков, чтобы позировать художнику. Все ушли на фронт. Тогда он попросил знакомую спортсменку выступить в качестве модели для центральной фигуры матроса, бросающего гранату.
Моряков, защищающих Севастополь, Александр Дейнека нарисовал в белом, хотя прекрасно знал, что носят они черную форму. Его картина - аллегория борьбы добра и зла на фоне пылающего, истерзанного войной города.
Искусствовед считает, что "Оборона Севастополя" Дейнеки сродни "ленинградской" 7-й симфонии Шостаковича.
- На мой взгляд, они схожи по масштабу, качеству, значимости, образному решению. Мелодия Шостаковича писалась искренне, он работал над ней в 1941 и 1942 году, она звучала сначала в Куйбышеве, а потом в блокадном Ленинграде. И также Дейнека, хоть и не был в Севастополе, искренне, поддавшись порыву, написал свою картину, - говорит Смирнова.
Картину разместили в здании художественного музея тоже не случайно. Оно одно из немногих сохранилось в Севастополе после войны. Красивейший фасад с атлантами, колоннами и причудливыми маскаронами чудом уцелел во время бомбежек, обстрелов и пожара. Совсем недавно завершилась реставрация этого памятника архитектуры конца XIX века. В здание еще предстоит вернуть музейную коллекцию, которая временно размещена в кинотеатре "Москва".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем