Сотрудники Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) подготовили виртуальную галерею и краткий обзор жизни и творчества Алексея Хомякова, славянофила. 13 мая исполнилось 220 лет со дня его рождения.
![А.С. Хомяков, автопортрет, 1842 год. А.С. Хомяков, автопортрет, 1842 год.](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2024/05/13/homyakov_dbe.jpg)
РГАЛИ
А.С. Хомяков, автопортрет, 1842 год.
Алексей Хомяков родился 13 мая 1804 года в Москве, а умер 5 октября 1860 года в селе Спешнево-Ивановское Данковского уезда Рязанской губернии.
Как отметили в РГАЛИ, по прошествии более 150 лет после смерти Хомяков памятен, прежде всего, благодаря сформулированной им "русской идее", которая легла в основу одного из крупнейших литературных и общественных течений мысли XIX века - славянофильства.
"Кто не знает своего Отечества, тот не достоин называться его сыном", - писал Хомяков. А знаменитый русский философ Николай Бердяев дал ему такую характеристику: "Теоретический глава славянофилов, Хомяков, по справедливости должен быть признан одним из крупнейших русских умов. Огромные умственные силы Хомякова были оценены современными ему противниками западнического лагеря".
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop350x490/uploads/images/2024/05/13/h_429.jpg)
"В РГАЛИ находится небольшой фонд Хомякова № 532, в двух описях которого сосредоточено 54 единицы хранения за 1799-1853 годы, - сообщили в архиве, опубликовавшем некоторые из уникальных документов. - Эти материалы были переданы в архив из ГЛМ в 1941 году".
В фондах хранятся, к примеру, рукописи Хомякова, в числе которых сотрудники архива отмечают его стихотворения "Поэт", "Киев", "Вечерняя песня", "России". Хомяков был человеком разносторонним. Он известен как драматург, богослов и философ, историк мировой цивилизации и филолог, критик и публицист, экономист и социолог, блестящий оратор, художник-иконописец, изобретатель и врачеватель.
Известен он и как поэт, причем написанное им в 1859 году стихотворение в свое время было знаменитым. Начиналось оно со слов: "Подвиг есть и в сраженьи, подвиг есть и в борьбе. Высший подвиг в терпеньи, любви и мольбе".
"Основой мировоззрения Хомякова являлось православие, объединявшее многие славянские народы, - подчеркивают в РГАЛИ. - И в поэзии, и в статьях он глубоко провидел устремления стран Запада и их подлинное отношение к России".
Большая советская энциклопедия в свое время писала, что творчеству Хомякова была свойственна полемическая направленность, а в центре его воззрений находилось учение о "соборности". Хомяков трактовал ее как общий метафизический принцип устроения бытия - множество, собранное силой любви в "свободное и органическое единство".
В дальнейшем это учение стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии. Существование человека, по Хомякову, динамично: он наделен способностью устремляться к бытию, Богу, но для сохранения этой устремленности необходимо особое состояние, "истинная вера", когда все многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность.
В 1853 году Хомяков опубликовал труд "Сравнение русских слов с санскритскими", где первым указал на "семейное сродство" трех ветвей "арийской речи": индийской, литовской и славянской.
Интересный факт: после кончины супруги он занялся конструированием. В 1850 году создал оригинальную паровую машину, запатентовав ее в Англии, а в 1855 году изобрел дальнобойное ружье, хотя войну не принимал.
"Прах Хомякова был захоронен в Даниловом монастыре, в 1931 году перенесен на новое Новодевичье кладбище, - добавили в архиве. - И при жизни, и после смерти он оказался окружен единомышленниками: рядом с его могилой - могилы Гоголя, Языкова, Аксакова".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем