Ученые описали неизвестный вид динозавра-"бегуна", найденный в Кузбассе

16 мая 2024

Российские палеонтологи описали новый вид и род цератозавров - ранее неизвестного представителя динозавров-бегунов, окаменелые останки которого были обнаружены в Кемеровской области.

Реконструкция вида Kiyacursor longipes с найденными в местонахождении Шестаково фрагментами скелета.

Proceedings of the Royal Society B

Как сообщили в Санкт-Петербургском государственном университете, статья исследователей вышла в научном журнале Proceedings of the Royal Society B. Ее соавторами наряду со специалистами СПбГУ стали ученые Зоологического института РАН и Кузбасского государственного краеведческого музея.

Ранее неизвестный науке вид получил название Kiyacursor longipes (от латинского "бегун с реки Кия"). Он стал первым цератозавром, найденным в отложениях мелового периода Азии. До последнего времени считалось, что на указанной территории они вымерли на 40 миллионов лет раньше.

"Мы описали новый род и вид динозавра на основании фрагмента скелета одного животного, включающего шейные позвонки, плечевую кость и элемент пояса передней конечности, а также кости задней конечности в анатомическом сочленении. Обнаружен этот фрагментарный скелет на берегу реки Кия, в местонахождении Шестаково, которое датируется ранним меловым периодом", - сообщил и.о. заведующего кафедрой зоологии позвоночных СПбГУ Павел Скучас.

Для идентификации останков российские ученые применили передовую технологию. Найденные кости буквально "вросли" в кусок породы. Чтобы не извлекать их оттуда и не повредить, породу доставили в Клинический консультативно-диагностический центр имени И.А. Колпинского в Кемерово, где была проведена компьютерная томография и гистологический анализ костной ткани. Было установлено, что скелет принадлежал молодому животному, которое еще находилось в стадии своего роста.

Новый род российские палеонтологи отнесли к ноазавридам - небольшим изящным и быстробегающим цератозаврам. Цератозавры представляли собой ящеров с рогом, это была первая эволюционно успешная группа динозавров-хищников. Считается, что эволюционного успеха они добились благодаря разнообразию видов. Так, наиболее мелкие цератозавры достигали в длину всего 1-1,5 метра, в то время как представители наиболее крупных видов вырастали до 10-11 метров.

"Палеонтологи Санкт-Петербургского университета подтвердили, что новый цератозавр также быстро бегал, - сообщила пресс-служба СПбГУ. - У него, как и у других "бегунов", обнаружили удлиненные отделы задних конечностей. Так, ученые сравнивают его ногу с ногой страуса - современного быстробегающего хищного динозавра. Учитывая способность нового цератозавра к быстрому бегу, его назвали киякурсором - "бегуном" с берегов реки Кия. Видовое название киякурсора - longipes, то есть длинноногий".

Стоит отметить, что окаменелость была обнаружена на территории Великого Сибирского рефугиума, который ученые называют "Парком юрского периода", существовавшим в меловое время. Дело в том, что в этом регионе обитали юрские реликты - существа, которые на всех остальных территориях уже вымерли, а сохранились только на территории Великого Сибирского рефугиума, где обитали в раннем меловом периоде.

Цератозавры были широко распространены, их останки находят по всему миру. Однако открытие российских палеонтологов можно назвать уникальным. Их находка стала первым свидетельством обитания цератозавров мелового периода в Азии, а раньше считалось, что цератозавры в Азии вымерли еще в конце юрского периода.