Картины и акварели фронтовика Николая Трунова (1924-2009), работавшего в неожиданном для советского Воронежа стиле импрессионизма, выставили в художественном музее имени И. Крамского. Проект "Путь воина и творца" приурочен к столетию со дня рождения мастера.
Он вырос в селе Катино Землянского уезда в обыкновенной крестьянской семье - впрочем, именно эта семья и дала ему первые уроки понимания прекрасного.
"Прадед был звонарем. Бабушка любила расписывать печку: черная сажа, желтая глина, зеленый цвет наводила соком лопуха, красный - толченым кирпичом, разведенным в воде… Как-то раз отец купил Коле краски, но забыл про кисточку. Мальчик рисовал без нее - прямо вот этими брусочками акварели. Техника и технология его не интересовали, привлекал цвет - хотелось выплеснуть детские эмоции. Думаю, именно из деревни и происходил его дар - поэтического и живописного восприятия мира", - рассказал коллекционер Александр Гуторов, который много лет поддерживал с художником дружескую связь.
Перед Второй мировой войной Трунов переехал в Воронеж, где брал уроки у знаменитого живописца Александра Бучкури. Поступил в художественное училище, но в 1943 году был призван в действующую армию. В составе 8-го гвардейского танкового корпуса дошел до Варшавы, был не раз награжден, в частности, медалью "За боевые заслуги" и орденом Отечественной войны I степени. Весной 1945-го демобилизовался по ранению и вернулся к учебе по любимому профилю - в Воронеже, Ельце, Харькове… Вступил в Союз художников СССР.
- В 1968-м Николай Алексеевич попал в Москве на выставку французских импрессионистов. Был поражен настолько, что не мог уснуть, а наутро опять был в музее имени Пушкина. Он ходил туда целую неделю и часами рассматривал картины, поняв: вот он, стиль, к которому он пробивался всю жизнь. Трунов превратился в одного из первых воронежских импрессионистов. Его работы, может быть, несложные по сюжету и композиции, но выполнены с душой и в необычном колорите, - подчеркнул Гуторов.
Художник нередко экспериментировал с техникой, в том числе в последние годы жизни. Так, на картине "По первому снегу" негрунтованный холст обозначает поле, и на контрасте с ним по-особенному смотрится простая белая краска, которой прописано небо и дорога.
Всего представлено более 30 работ - лаконичные портреты, пейзажи, жанровые картины и натюрморты, созданные в период с 1950-х по 2000-е. Одни взяты из фондов музея имени И. Крамского, другие - из коллекций Александра Гуторова и вдовы художника Анны Труновой, которая бережно хранит его холсты, наброски и кисти, все до мелочи.
Выставка открыта до 23 июня.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем