Наш собеседник, российский музыкант и композитор Кирилл Богомилов, уверен, что именно гусли выражают суть русской души, обращаясь к глубинным слоям народной музыки и истокам славянской культуры. Чтобы в этом убедиться, достаточно приехать в Елабугу на ежегодный фестиваль колокольного звона, где Кирилл Богомилов уже стал постоянным гостем.
Кирилл, начнем нашу беседу с вопроса очень простого и в то же время емкого. Почему именно гусли?
Кирилл Богомилов: Я вырос на русских народных сказках, затронувших в моей душе ту струну, чье звучание и привело меня к созданию эпической богатырской музыки. Это и подвигло меня на поиск своего инструмента. С пяти лет я учился играть на скрипке. Потом были фортепиано, аккордеон, однако они не подошли мне.
А в начале 90-х мне случилось познакомиться со сказителем-гусляром, странником, пришедшим откуда-то из Сибири в Москву. Он ходил босой и играл на гуслях, сказывая дивной красоты былины, и это был для меня знаковый момент. Мне стало понятно, что гусли и есть тот самый инструмент, который я искал. Того странника я больше не встречал. Свой вклад привнесли и советские фильмы о Садко, Илье Муромце. Помните, наверное, там калики играют на гуслях, после чего Илюшенька исполняется силушкой богатырской.
Легко ли было освоить инструмент?
Кирилл Богомилов: Это случилось не сразу. Нужно было созреть для этого. При всей своей внешней простоте гусли имеют довольно сложный язык, который надо еще и понять и которым надо овладеть.
С тех пор как я взял в руки свой первый инструмент, я начал осваивать разные техники, много учился, играл по пять часов в день, искал разные формы звукоизвлечения. Приходилось вырабатывать собственный подход к игре на гуслях. Не все, что уже было известно о техниках игры, меня устраивало.
Я искал новые подходы, например техники "параллельного глушения", "танцующих пальцев" и другие. А необходимость играть на гуслях богатырскую музыку привела меня к модернизации инструмента и созданию новых типов гуслей Кантелеонъ, а также нового жанра "Русская эпическая музыка".
Гусли - это целый класс инструментов?
Кирилл Богомилов: Гусли были популярны в древности повсеместно, только имели они разные формы. Трудно сказать, когда гусли появились у того или иного народа. Однако при общем принципе многострунности каждый вид этого инструмента имел свои особенности.
Так, есть крыловидные, шлемовидные, трапециевидные и лировидные гусли. Есть даже клавишные гусли и большие настольные инструменты, которые для игры помещали на специальном столе либо приделывали к ним ножки. Европейцы их относят обычно к семейству цитр, которые имеют готовые аккорды для аккомпанемента.
Родственники гуслей есть и в Японии, это кото, или гуджень в Китае. Также существуют похожие на перекрестные гусли - ёчин, дульсимер или цимбалы, и играют на них специальными палочками. Популярны они в том числе в Бурятии, Молдавии и Монголии. Аналоги гуслей существуют во всем мире, такие как древнегреческая кифара, псалтериум, канун, иранский сантур, кантеле и канклес и другие. Есть общие черты у гуслей с арфой и лирой.
Гусли со временем совершенствовались разными мастерами. Ставились специальные демпферы, заменяющие глушение струн пальцами, чем упрощалась техника игры, в первую очередь для сказителей. Так, клавирообразные гусли стали предками клавесина и клавикорда и современного фортепиано.
Вообще гусли сегодня воспринимаются больше как народный инструмент?
Кирилл Богомилов: Гусли занимали заметное место в народной жизни. Как можно прочитать в разных источниках, по Руси ватагами ходили гусляры и скоморохи. Хотя были разные исполнители - от сказителей до купцов и богатырей. Так, на картине "Три богатыря" за спиной Алеши Поповича мы видим крыловидные гусли.
Сегодня гусли используются как деревенскими жителями, так и самыми современными исполнителями. Например, Ханс Циммер использовал гусли типа "перепелочка" для исполнения главной партии в одном из своих саундтреков.
Сохранилась ли техника изготовления гуслей или приходится все открывать заново?
Кирилл Богомилов: Мастеров сейчас не так много, но они есть. И они активно развивают свое искусство. Мы много лет сотрудничаем с удивительным мастером Игорем Крашенинниковым, вместе разрабатываем новые инструменты. Приходится много экспериментировать и привлекать других мастеров к этому делу.
Гусли различаются глубиной полифонии, длительностью звука, тембром, натяжением струн, формой. Мне пришлось разработать специальную технику глушения струн, которая позволяет контролировать длительность звука. Немаловажно подобрать качественное дерево и состав, дающие максимальный резонанс и более глубокие характеристики звучанию. Наши предки нередко использовали клен, откуда и пошло название - гусли яровчатые, сделанные из явора (клена). Сегодня мастера часто используют резонансную ель. Дерево необходимо тщательно подготовить, провести процедуры сушки, выдержки.
Другой технический момент - натяжение струн. На некоторых наших инструментах сила этого натяжения совокупно может доходить до одной тонны! И здесь важно найти золотую середину между звуковыми свойствами и надежностью конструкции. Так уж получается, что эти две задачи часто противоречат друг другу.
Расскажите о вашей работе музыканта и композитора.
Кирилл Богомилов: Гусли позволяют создавать интересные произведения. Я часто создаю музыку к фильмам. Одной из таких работ была музыка к фильму "Холоп". Сейчас работаю над фильмом "Последний богатырь 4. Наследие". Мои произведения можно услышать в городских парках, в музеях Кремля и даже в сети магазинов "Пятерочка".
У меня есть опыт работы в самых разных жанрах - от классики до современных стилей. Играю даже кельтскую музыку. Но больше всего меня радует наша русская эпическая музыка, а также славянские мотивы. Можно на гуслях исполнить и что-то современное, и это будет, скорее всего, необычно звучать. Хотя я не считаю, что стоит превращать гусли в подобие гитары. Но для меня гусли - явление глубинное и сакральное.
Я люблю делать оркестровые аранжировки, много экспериментирую со звучанием и конструкцией инструмента. Это здорово - постоянно искать новые стили и подходы.
Чем еще необычна гусельная музыка?
Кирилл Богомилов: В отличие от академической музыки здесь нет четких стандартов, и это радует. У нас в стране есть и академические гусли, но они не так популярны по разным причинам, а людям нравится слушать больше музыку эпическую, с древними корнями. Поэтому я считаю, что каждый исполнитель должен иметь свой стиль и не подражать другим. Нужно найти свое дыхание, свое звучание, свой строй и свой инструмент. И тогда музыка полетит как птица. Я считаю, что культура игры на гуслях сегодня переживает второе рождение, и не сомневаюсь, что весьма скоро она займет достойное место в современном мире.
Есть у российских гусляров какое-то свое знаковое место?
Кирилл Богомилов: Как-то повелось, что гусляры стали собираться в Елабуге. В этом городке проводится ежегодный фестиваль колокольного звона. Там даже есть улица гусляров в самом центре, где каждые 50-100 метров играет гусляр. Нас пока не так много, но мы встречаемся, чтобы вместе провести эти несколько дней в неповторимой сказочной атмосфере Елабужского фестиваля.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем