издается с 1879Купить журнал

Ученые открыли неизвестные страницы истории Башкортостана

29 мая 2024

Открытия ученых Института этнологических исследований им. Раиля Гумеровича Кузеева меняют взгляд на историю территории, которую занимает современный Башкортостан.

Археологи работают в Подымаловском селище четвертый сезон.

Башкирская археологическая экспедиция им. Н.А. Мажитова

Археологи работают в Подымаловском селище четвертый сезон.

Вот тебе и кочевники!

Так, артефакты, найденные при раскопках Подымаловского селища под Уфой, доказывают существование в этой местности не только ремесел, но и торговли. Ученые даже говорят о ремесленном центре эпохи Золотой Орды.

- Если до исследования данного селища было мнение, что на территории Южного Урала обитали полукочевые племена, которые летом жили в поймах рек, а на зиму переезжали, то этот объект дает основание утверждать, что местное население в ту пору занималось не только полукочевым скотоводством, но и ремесленным производством. А наличие большого для нашего региона количества посуды, привезенной из других мест, свидетельствует о том, что у людей были достаточно тесные торговые связи. По датировке это середина XIV века, - отметил старший научный сотрудник отдела археологического наследия Южного Урала, кандидат исторических наук Айнур Тузбеков.

- В основном такую статусную, дорогую посуду изготавливали в городах нижнего Поволжья и привозили из Сирии, Египта. Кроме чаш были выявлены фрагменты гюльабданов - это очень дорогая посуда, в которую наливали розовую воду для омовения рук перед едой. Такой посудой пользовались богатые люди.

А вот костяные предметы, обнаруженные на селище, изготовлены местными мастерами. Например, шарики или кости, предназначенные для азартных игр. Особое внимание привлекает всадник на вздыбленном коне.

- Самое интересное, что это изделие несколько раз переделывалось, пересверливалось, - рассказал Айнур Тузбеков. - Были мастера, которые занимались изготовлением таких дорогих предметов, модных для степи. Находку тщательно изучили под микроскопом. Голова и руки гипертрофированы - мастер хотел изобразить монгольского воина с латами и шлемом, возможно, с мечом, другими элементами вооружения. Все это носил статусный воин. В селище было найдено и вооружение.

Совместно с биологами и геологами удалось установить, что материалом для изготовления этих предметов послужили кости ястреба и сокола. Возможно, ловчих птиц здесь разводили для охоты. Кстати, для ученых это стало новостью.

Изучение отходов камнерезного производства показало, что материал был привезен с Джамбульского месторождения. А вот технологию производства металлов, найденных на Подымаловском селище, еще предстоит изучить.

Многие предметы сохранились в земле только фрагментарно, но 3D-сканирование даст возможность выполнить реконструкцию древних артефактов.

Айнур Тузбеков сказал, что находки найдут отражение в иллюстрированном альбоме, который будет представлен на открытии визит-центра Музея кочевых цивилизаций, а сами артефакты станут частью экспозиции, когда музей заработает. Сейчас их можно увидеть в Музее археологии и этнографии.

Сам этот музей существует 47 лет и широкой публике известен благодаря всемирно известной коллекции сарматского золота. Но и другие его экспонаты не менее ценны для понимания истории человеческой цивилизации.

- Уже давно опровергнут тезис о том, что кочевники были менее духовно развиты, чем оседлые племена, - подчеркнул директор института, доктор юридических наук, профессор Сергей Емелин. - Изначально наш регион нельзя относить к чисто кочевому, здесь культуры переплетались, отсюда такое богатое многообразие как в духовной жизни, так и в хозяйственной и во многих других аспектах. Например, пещера Шульганташ была очагом цивилизации 20 тысяч лет назад. Подобных объектов в мире - единицы.

В глубь тысячелетий

В Башкортостане развивается такое научное направление, как археология Нового времени. Впервые в широкий научный оборот введен археологический материал из культурного слоя крепостей и городов XVIII - XIX веков, некрополей, башкирских аулов, а также заводов, в частности Илдианского (XVIII - XIX века), находящегося в черте Нефтекамска.

- До наших исследований на территории Нефтекамска не было известно ни одного памятника, - отметил Айнур Тузбеков. - А тут внутри города мы обнаружили целый завод. Первое поселение на территории города появилось 6,5 тысячи лет назад, в период неолита. Эти исследования позволяют нам расширить рекреационную зону промышленного города, Тропу здоровья и наполнить ее историческим смыслом.

Открытия чудные...

Что касается этнографов, то они открывают новое даже "внутри" известных работ.

- У нас тоже встречаются сенсации, - поделилась старший научный сотрудник отдела этнографии, кандидат исторических наук Елена Нечвалода. - Ведущий финно-угровед Рамис Садиков во время экспедиции обнаружил, что в Туймазинском районе существует такая группа мордвы, как мордва-мурза со своими особенностями в языке и материальной культуре. До сих пор это не было известно.

Ведущий специалист по культуре чувашей Башкортостана Игорь Петров в ходе полевых исследований обнаружили артефакты, некогда использовавшиеся для проведения обряда сирен. Считалось, что он исчез еще в конце XIX века на другой территории, а у нас он бытует. Это подтверждает тезис о том, что в локальных группах переселенцев традиции и архаический пласт культуры сохраняется лучше, чем на материнской территории.

Интересно, что не только переселившиеся группы дольше сохраняют традиции своего народа. Заимствованные обычаи в культуре другого этноса могут сохраниться дольше, чем в своей родной. Заведующая отделом этнографии Фарида Галиева записала у мордвы архаические русские песни, которые у самих русских сейчас записать уже невозможно.

Точно так же в материальной культуре мордвы, которая находилась под влиянием традиций русской культуры, еще во второй половине ХХ века невесты надевали на свадьбу сарафаны, которые у русских уже выходили из бытования и заменялись парочками.

- Уникальные явления мы фиксируем не только в ходе экспедиций - во время работы в архивах или музеях тоже бывают сюрпризы, - продолжает Елена Нечвалода. - Старший научный сотрудник Зифа Хасанова в одном из сельских музеев нашла тексты неизвестных доселе башкирских преданий и легенд, зарисовки, которые отражают особенности башкирского костюма. Это открытие.

Сама Елена Нечвалода делает открытия в опубликованных материалах. В первую очередь в изобразительных источниках, особенно XVIII века.

- К материалам экспедиций, которые проходили на территории России, были приложены гравюры. Они воспринимались как данность, истина в последней инстанции, и этот комплекс никогда не разбирался. Но стоило к нему прикоснуться, и сразу выявилось много нового, - отметила она.

В частности, у Фалька изображение знатной казашки не что иное, как изображение зауральской башкирки. Мишарка и башкирка у того же исследователя на деле оказались девушками в удмуртском костюме локальных вариантов, уфимская татарка из книги Миллера превратилась в казанскую и ногайскую татарку у Георги.

- Гравюры были созданы по полевым экспедиционным зарисовкам, но Миллер их не описывал конкретно. Он дает три изображения кунгурских и уфимских татарок, а кто где - понять невозможно. Существующие переводы делались без понимания особенностей костюма. Чтобы идентифицировать изображения, пришлось заново переводить текст и детально исследовать костюм, - пояснила ученый. - Внимательное обращение к текстам и визуальным источникам позволяет делать открытия. То же - и с фотографиями в музеях. Это бесконечные сюжеты.

- Работы сотрудников института востребованы как российскими, так и зарубежными специалистами. В них находит отражение весь богатейший пласт этнической культуры одного из полиэтничных регионов России, - отметил директор Института этнологических исследований имени Раиля Кузеева УФИЦ РАН Сергей Емелин.