В XIX - начале XX века широкое распространение получил такой аксессуар как портбукет. Изначально он был личным помощником дамы и защищал от непредвиденных загрязнений. Позже его стали использовать для того, чтобы зашифровывать послания. Об этом рассказали в Эрмитаже.
Портбукетов в коллекции музея представлено достаточно. Этот аксессуар в виде небольшого футляра для цветов обычно прикреплялся к платью или же его носили в руках. Популярность предмета была связана с существовавшей в XIX веке модой на живые цветы. Их присутствие в образе дамы было своего рода обязательным пунктом бального этикета. При этом дамы старались все устроить таким образом, чтобы растительность не пачкала руки или перчатки. От этого как раз и спасал портбукет, объяснили сотрудники Эрмитажа.
Он также способствовал тому, чтобы цветы дольше сохраняли свежесть и выглядели презентабельно. В верхнюю часть предмета укладывали прослойку из мха, смоченного водой. Это и продлевало жизнь растениям на жаре и в душных помещениях.
Кроме того, портбукеты, и составленные в них цветочные композиции, порой представляли собой тайные знаки - в начале XIX столетия в России и Европе распространилась мода на цветочные акрограммы. Это были зашифрованные послания, составленные по первым буквам названий растений. Иногда слово могло читаться как слева направо, так и справа налево.
Таким образом, "говорящие букеты" могли заключать любовные послания, которые не желали произносить вслух при всех. Отмечается, что направленные вниз портбукеты - знак отказа. Если растения держали около сердца, то это могло трактоваться как признание в любви или указывать на особое расположение барышни.
Кстати, в композиции акробукета необязательно было использовать живые растения: иногда они вышивались бисером или нитками.
Портбукеты были известны еще в 1700-х годах, но тогда они являлись менее изысканными, чем те, что наблюдались на пике популярности в середине 1800-х. Эти модные предметы часто снабжали дополнительными полезными устройствами - флаконом для духов или карне (миниатюрной книжечкой, в которую дама записывала номера танцев и имена кавалеров).
Наиболее распространенными были самые простые формы - конус и рог изобилия. Изготовленные из золота, серебра, слоновой кости и серебряных пластин аксессуары иногда украшали драгоценными металлами, блестящими камнями, жемчугом. Также в ход шли зеркала, миниатюрные картинки и даже ракушки.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем