издается с 1879Купить журнал

О чем договорились первые велосипедисты Москвы

05 июня 2024

Главархив Москвы показал уникальные документы об истории отечественного велосипеда, которые хранятся в его фондах. С подлинниками оцифрованных документов можно познакомиться в читальном зале Главархива Москвы.

На велосипедах XIX века было сложно ездить: из-за отсутствия рессор их даже прозвали "костотрясами".

mos.ru

На велосипедах XIX века было сложно ездить: из-за отсутствия рессор их даже прозвали "костотрясами".

По ним можно проследить любопытную историю велосипедного движения в XIX веке, в середине которого стоимость "железного коня" составляла 300-400 рублей. Тогда это было очень дорого, поэтому позволить себе велосипед могли только состоятельные горожане. Для сравнения, килограмм кофе стоил два рубля, а килограмм телячьей вырезки - 70 копеек. Но уже к концу XIX века велосипед мог купить даже почтальон.

"Велосипеды стали замечать на улицах Москвы в 1860-е годы, - уточнили в архиве. - Из-за высокой цены даже к 1880-м годам количество велосипедистов в Москве было невелико: число людей, которые могли позволить себе купить новое средство передвижения и развлечения, составляло не более 100 человек. К тому же на велосипедах было сложно ездить: они были очень тяжелые и тряские".

Тем не менее, движение велосипедистов ширилось, и в 1884 году они решили объединиться в официальное общество. В фондах архива хранится прошение об учреждении "Московского общества велосипедистов-любителей" с проектом его устава и списком членов.

"Самые активные велосипедисты, в число которых входили инженер Владимир Шухов, потомственные почетные граждане Владимир Носов, Константин Осипов и другие известные люди, подали прошение московскому генерал-губернатору Владимиру Долгорукову с просьбой об утверждении устава для основания в Москве "Общества велосипедистов-любителей". Всего в список учредителей общества вошли 11 человек", - пояснили в архиве.

Из проекта устава следовало, что основной целью общества является "распространение употребления велосипеда, как удобного, приятного и практичного средства передвижения", которое к тому же служило "центром сближения для любителей этого спорта".

Для сближения члены нового общества планировали проводить собрания, экскурсии, состязания и прочее, что также закреплялось в уставе. Предполагалось, что в общество будут входить как действительные, так и почетные члены.

Последним такое звание могло быть присвоено в силу четко оговоренных причин. Например, почетным членом можно было стать за особые услуги, оказанные обществу, или за его покровительство. Cамо общество могло присвоить почетное звание, желая выразить свое уважение и признательность определенному человеку.

Действительными членами общества могли состоять только велосипедисты не моложе 20 лет и не имеющие профессионального статуса. В примечании к уставу было помечено: профессионалом считается тот, кто ездит на велосипеде за деньги или кто дает уроки платной езды на велосипеде. Словом, любой велосипедист, получавший какую-либо плату за свои навыки езды, любителем считаться не мог, значит, путь в любительское общество ему был закрыт.

Да и другим попасть в его ряды было непросто. Для этого требовалось не только подать прошение, но и представить рекомендации как минимум двух действительных членов общества. Вопрос о вступлении решал специальный комитет, а сам проситель поначалу получал статус кандидата.

Затем происходили своего рода выборы, в ходе которых кандидат должен был набрать определенное количество членских шаров. Если он не достигал необходимого минимума, то в следующий раз баллотироваться в члены общества ему разрешалось не ранее, чем через год. Стоит отметить, что любители были обязаны уплачивать членские взносы.

"Учреждение общества было разрешено, - сообщает Главархив. - Велосипедисты стали ездить по всему городу. Катались в парках и на бульварах. Уже в 1888 году пришлось выпустить специальное распоряжение московского генерал-губернатора Владимира Долгорукова, в котором прогулки на велосипедах разрешались по городским бульварам с наступлением сумерек и до восьми часов утра, по загородным местам можно было ездить круглосуточно.

Тогда же членам Московского общества велосипедистов-любителей разрешили носить во время поездок особый значок на левой стороне груди. Вскоре велосипедистов стало так много, что пришлось снова заниматься разработкой правил дорожного движения для любителей этого вида спорта".

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться