Прикамье в годы войны стало одним из мощнейших промышленных центров Советского Союза. Почти все заряды для "катюш", делали здесь. Каждое четвертое артиллерийское орудие изготовили на Западном Урале. Пермские заводы выпустили миллионы взрывателей, пороховых зарядов, тысячи авиационных моторов, ручных гранат и прочего вооружения для Красной Армии.
Александр Твардовский писал о том времени, имея в виду и Прикамье:
- Урал! Опорный край державы,
- Ее добытчик и кузнец,
- Ровесник древней нашей славы
- И славы нынешней творец.
- Когда на запад эшелоны,
- На край пылающей земли
- Тот груз, до срока зачехленный,
- Столов и гусениц везли, -
- Тогда, бывало, поголовно
- Весь фронт огромный повторял
- Со вздохом нежности сыновней
- Два слова:
- - Батюшка Урал…
Завод №98 имени Кирова (пороховой)
В мае 1943 года первый секретарь обкома ВКП(б) Гусаров сообщал в Москву, что благодаря использованию разработанной на пороховом заводе №98 шнековой технологии стало возможным заменить семь вальцмашин и три пресса Круппа на изобретенный агрегат. Как следствие, снизились затраты на капстроительство заводов нитроглицериновых порохов, брак уменьшился с тридцати до двух процентов. Уменьшился в три раза расход электроэнергии, исчезла необходимость в очень опасной операции вальцевания порохов. Применение шнековой технологии позволяет задействовать на производстве вместо мужчин - женщин и даже девочек-подростков. В связи с этим Гусаров просил снять судимость с инженеров, сотрудников конструкторского бюро Бакаева, Гальперина и еще троих их коллег.
В этом году исполнилось 90 лет с момента выпуска первой партии аммонала на пермском заводе №98. Именно это предприятие в годы войны выдаст львиную долю баллиститного пороха - 80% от всего произведенного в стране. Почти все заряды для "катюш" делались в Перми. Всего их было выпущено более 33 миллионов.
Еще в 30-х годах в Пермь приезжал инженер Александр Бакаев, как его потом называли - "отец русского пороха". Тогда в Советском Союзе возводилось множество предприятий, и место на правом берегу Камы Бакаев предложил для строительства завода по производству нитроглицеринового пороха. Кроме того, здесь наладили выпуск бикфордова шнура.
С началом войны в Прикамье эвакуировали четыре пороховых завода - №59 из Луганской области (тогда Ворошилоградской), №52 из Ленинградской области, №101 из Ростовской области и №6 из Шлиссельбурга. Все они влились в пермский завод №98.
Производство расширялось очень быстро. Строились цеха, устанавливали оборудование, а фронт уже требовал порохов. После эвакуации заводов с западных районов СССР, кроме Перми, их практически нигде уже не делали.
Летом 1941 года ситуация была крайне тяжелой. Станки, прессы лежали под открытым небом, не было рабочих - большую часть призвали в армию. На работу брали подростков. Кстати, для их обучения инженеры рисовали специальные картинки-пособия, где были нарисованы все производственные операции. А планы по выпуску были огромные. Их ставили не в зависимости от мощности предприятия, а ориентируясь на запросы фронта. Так, кстати, было на всех заводах Советского Союза в то время.
Не хватало хлопковой целлюлозы, стали применять древесную, брали ее в соседнем Краснокамске, на местном ЦБК. Научную работу на заводе №98 вела группа под руководством Александра Бакаева и Давида Гальперина. Они были ранее осужденными и за ними надзирало НКВД. Однако именно их бюро совершило прорыв в изготовлении порохов, разработав и внедрив новую технологию непрерывного производства с применением шнек-прессов. Выработка баллиститных порохов выросла и одновременно значительно уменьшилось количество брака, в который ранее уходило примерно 40% продукции. Немцы, ошарашенные применением "катюш", пытались создать свои системы залпового огня, но у них не получалось изготовить пороховые заряды для них. Они делали огромные прессы, но такого качества порохов, как в Перми, достичь немцы не смогли.
Сейчас мало кто знает о роли Веры Балковой в создании пороховых зарядов для "катюш". Она начала работать в Шлиссельбурге на заводе №6 после института, и вскоре возглавила там опытный пороховой цех. Под ее руководством и создавались пороховые шашки для гвардейских минометов. В апреле 1941 года Балкова вместе с группой работников была отправлена на пороховой комбинат в Ростовскую область, а после начала войны уехала в Пермь. Здесь эта хрупкая красивая женщина, обладавшая огромной работоспособностью, вскоре возглавила отдел промышленности боеприпасов обкома ВКП(б). Позже Балкову назначили заместителем первого секретаря обкома. По сути, она руководила всей промышленностью Прикамья в годы войны. Она могла позвонить самому Берии и потребовать у него помощи, на что не решались даже сталинские наркомы.
А всего за время войны производство порохов увеличилось в 43 раза. За свою работу Бакаев и Гальперин уже после 1945 года были дважды удостоены Сталинской премии.
Также в начале войны в Прикамье начали строить еще один пороховой завод - в Соликамске. В справке Молотовского обкома ВКП(б) от 7 ноября 1941 года говорилось: "В Соликамске приступлено к закладке фундаментов под основные производственные здания. Техническая документация готовится на месте". Тут же сообщалось о предприятиях, эвакуированных на завод №98: "Завод №6. Оборудование двух цехов черных порохов. Один цех уже восстановлен и работает на полную мощность. Завод №52. Оборудование цеха безгазовых порохов восстановлено и работает на полную мощность".
За высокие показатели работы во время войны пермский пороховой завод в апреле 1945 года был награжден орденом Красного Знамени.
Завод №19 имени Сталина (авиамоторный)
Так случилось, что в первые месяцы войны пермский завод оказался единственным в Советском Союзе, где выпускались авиационные моторы. А они были нужны как воздух.
Проблема авиамоторов в СССР не решалась много лет еще до войны. Технические характеристики имеющихся двигателей не удовлетворяли советские ВВС. К тому же никто не мог определиться, какие делать моторы - с жидкостным или воздушным охлаждением.
В январе 1941 года на имя Сталина из Перми было направлено письмо, что на заводе №19 по инициативе конструкторского бюро построен авиамотор М82. Он позволит самолетам конструкций Поликарпова и Сухого (истребители) развивать скорость свыше 650 километров в час. Также двигатель пригоден и для самолетов других конструкторов. Сталина просили разрешить начать выпуск этих моторов. Заводчане ручались за его надежность и перспективность. В это время на предприятии пытались наладить выпуск моторов АМ-35А конструктора Микулина. Но процесс не заладился.
В мае 1941 года первый секретарь обкома ВКП(б) Гусаров и главный конструктор завода доложили лично Сталину, что необходимо выпускать М-82. После совещания политбюро было решено запустить этот авиамотор в производство для установки его на Су-2, Ту-2 и И-185. Он пошел в серию в конце мая 1941 года, и на его основе было создано целое семейство авиадвигателей.
После начала войны на Урал стали прибывать эшелоны с эвакуированными заводами. В июле 1941 года к заводу №19 был присоединен завод №462 из Днепропетровска по производству поршневых колец. Затем сюда же прибыли заводы №295, №135 и №450.
Конечно, была неразбериха, путаница. Например, хотя завод из Днепропетровска прибыл еще в июле, производство колец не было начато даже в октябре. Завод №135 прибыл хотя и почти со всем оборудованием, но оно оказалось закоррозировано. К тому же руководители эвакуированных предприятий конфликтовали с местными директорами, порой не желая им подчиняться. А надо было решать множество вопросов - с размещением оборудования, жильем для рабочих, запчастями и так далее.
Постепенно все утрясалось. В 1942 году директором завода был назначен Анатолий Солдатов, очень жесткий руководитель. Так, он снял бронь с начальника одного из цехов, посмевшего ему возразить. Того немедленно отправили на фронт, где он и погиб.
На заводе №19 во время войны работали тысячи рабочих, из них семь тысяч - подростки, самым младшим было 11 лет. Для них построили юнгородок - 77 домов барачного типа. Кстати, в бараках жил тогда каждый второй рабочий завода. Уже стала легендарной история, когда суровый директор Солдатов премировал лучших рабочих из числа подростков банками с вареньем.
Несмотря на все трудности, завод работал и только наращивал выпуск продукции. За два года войны он увеличился вдвое. Только в 1942 году здесь появилось 16 новых цехов. Одной из главных проблем была нехватка рабочих. И в 1943 году Солдатов даже обращался в обком партии с просьбой отсрочить мобилизацию 870 работников завода. Директор указал, что на заводе и так 70% от нужного количества сотрудников, что "является основным тормозом нормальной работы завода". Солдатов просил поддержать его при обращении в правительство СССР.
Тем не менее, завод №19 работал успешно, об этом говорит и то, что в 1942 году главный конструктор Аркадий Швецов стал Героем Социалистического Труда, а вскоре получил и первую Сталинскую премию. Впоследствии он будет лауреатом еще трех таких премий.
Всего же за годы войны завод №19 имени Сталина выпустит 32 тысячи авиационных моторов, то есть каждый седьмой двигатель для самолетов был сделан в Прикамье. Они устанавливались на Ла-5, Ла-7, Су-2 и Ту-2. За работу предприятие наградили орденом Красного Знамени.
Завод №172 им. Молотова (пушечный)
Самый известный пермский завод - Мотовилихинский, где с XIX века делали артиллерийские орудия. Во время Великой Отечественной войны каждая четвертая артсистема и половина всей ствольной артиллерии была изготовлена в Перми. Именно из орудий, сделанных на Мотовилихинском заводе, был сделан первый выстрел по территории Германии в августе 1944 года - из гаубицы МЛ-20. 122-мм пушка с пермского завода первой в апреле 1945 года открыла огонь по Берлину.
Пушечный завод на берегах Камы считался промышленным гигантом. У него была своя металлургическая база, которая работала не только на свое предприятие, но снабжала и другие заводы.
До войны завод №172 изготавливал артиллерию большого калибра, но ему пришлось расширить номенклатуру изделий. Здесь стали делать 76-мм полковые, 45-мм противотанковые и 25-мм зенитные пушки. В Мотовилиху были эвакуированы два завода из западных регионов СССР. Уже через час после объявления о начале войны директор завода Абрам Быховский собрал начальников цехов, других руководителей и объявил о переходе на военный режим работы.
Как вспоминал потом Владимир Новиков, бывший в годы войны заместителем наркома вооружения СССР, мотовилихинцы быстро перестроились. Так как порвались производственные связи, часть заводов-смежников эвакуировалась, рабочие находили выход из тяжелых ситуаций. Без потери качества смогли уменьшить время прохождения крупных поковок с восьми до пяти суток. Сломался турбокомпрессор, обеспечивавший сжатым воздухом все металлургическое производство - починили за пять суток, хотя в обычное время на это потребовалось бы полтора месяца.
В годы Великой Отечественной войны на заводе №172 было выпущено 48,6 тысяч орудий. Это 45-мм противотанковые пушки образца 1937 года и 1942 года, 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года, 122-мм корпусная пушка образца 1931/1937 годов и другие.
Между прочим, здесь действовало тогда два конструкторских бюро. Одно заводское, под руководством Гуренко, и второе Особое, где трудились осужденные инженеры, ими руководил Цирульников. Такое положение вызывало некоторые неурядицы на заводе. Но конкуренция пошла только на пользу дела.
Работу завода №172 правительство отметило уже в 1942 году. Предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Абрам Быховский стал Героем Социалистического Труда. Мотовилихинский завод в годы войны был также награжден орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени.
Конечно, ударно работали и другие заводы Прикамья. В Лысьве делали каски и стальные нагрудники для пехоты, в других городах выпускали гранаты, броню для танков, телефоны, даже самолеты Су-2 выпускали одно время.
Кстати, мало кто знает о том, что именно в Прикамье делали ордена и медали для Красной Армии. Их выпускали на Монетном дворе, эвакуированном в Краснокамск. Отсюда шли ордена Ленина, Красного Знамени, Знак Почета, Суворова, Кутузова и другие.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем