Любопытная выставка открылась 20 июня 2024 года в здании Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10. Называется она "От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII - начала XX века" и посвящена гигантским рисункам и миниатюрам из собственного собрания музея.
Во время презентации куратор выставки, одна из "графинь" (так уважительно называют сотрудниц двух отделов ГТГ: графики и ее реставрации) Ирина Шуманова отметила, что "даже такой сугубо материальный параметр как размер может дать очень интересный фокус для изучения истории развития графики в России". В разные эпохи монументальные формы и миниатюры то пользовались большой популярностью, то оказывались забытыми. Посетители выставки могут совершить путешествие в прошлое и узнать, какие задачи решали художники, когда выбирали размер своих будущих работ. Были в этом какие-то закономерности, или в выборе габаритов произведения господствовал случай?
На самом деле, произведений, размер которых связан со случаем, довольно много. И у каждого из них есть интереснейшая история. Например, когда Павел Третьяков не смог купить картину Василия Поленова "Христос и грешница" - был вынужден уступить ее императору Александру III, художник сделал для Третьякова графическую полноразмерную реплику. Она представлена на выставке. Также в экспозиции можно увидеть огромный рисунок Ивана Шишкина "На ручье". Живописец первым "прорвался" с графикой на Передвижные выставки и создал рисунок, сопоставимый не только по значимости, но и по размеру с живописными произведениями.
Выставка "От мала до велика…" необычна и по своему объему. Впервые в залах графики представлено 481 произведение - это рекорд. Неудивительно, что такое количеств произведений подготовить к экспонированию было непросто. Так что настоящими героинями проекта стали члены рабочей группы: Маргарита Крылова, хранитель фонда миниатюры, и Инна Соловова, заведующая отделом научной реставрации графики XVIII-начала XX века. Они не просто предоставили произведения, но и отреставрировали их.
По составу экспонатов проект получился довольно разнохарактерным. Зрители увидят произведения, которые много экспонировались на монографических выставках. Среди них "Портрет Элеоноры Дузе" (1891) работы Ильи Репина, "Портрет Ф.И. Шаляпина" (1905) Валентина Серова, а также творения Михаила Врубеля, Евгения Лансере, Виктора Васнецова, Константина Сомова. Особое внимание привлекает блестяще исполненный, большой перовой рисунок "Медный змий" (1839) Федора Бруни - это графический эскиз к его одноименной картине, выполненный в натуральную величину. Кстати, навык создания больших графических эскизов при получении академического художественного образования освоить было очень важно.
Одной из сфер развития монументальной графики стало создание декоративных росписей, применявшихся в убранстве храмов. Сохранилось немало подобных работ Карла Брюллова, Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Алексея Щусева и других мастеров. Все они тоже заняли свое законное место на открывшейся выставке. А последний зал экспозиции посвящен уже монументальным плакатам Сергея Судейкина и афише к спектаклю "Мученичество Св. Себастьяна" работы великолепного Льва Бакста.
На выставке представлено очень много и миниатюрных произведений, так называемых сувениров чувств, в которых, в отличие от большеформатных рисунков, есть особое изящество, теплота и интимность. Особенно в тех, что выполнены на кости или бумаге в интересной и трудоемкой технике эгломизе. Это использование золотой или серебряной потали на обратной стороне стекла или другой прозрачной поверхности.
Важной частью русской дворянской культуры и неотъемлемым элементом усадебной жизни стал миниатюрный акварельный портрет. В середине XIX века он, правда, отошел на второй план. Первое место заняли активно развивающиеся в то время фотографические репродукционные техники.
Однако стремление к филигранности отделки, отличавшее акварельные миниатюры, нашло применение в эскизах картин. У посетителей выставки будет возможность как следует рассмотреть настоящие шедевры - крошечные пейзажи Ивана Крамского, Елены Поленовой, Исаака Левитана. А у миниатюрного акварельного портрета в эпоху Серебряного века началась новая жизнь. Ее ему подарили мирискусники, которые жаждали возрождения забытых жанров и техник любимой ими пушкинской эпохи.
Еще одной миниатюрной формой, отмеченной в экспозиции, стали перьевые и акварельные работы в альбомах художников второй половины XIX века. Эти альбомы обычно сопровождали их в путешествиях и выездах на пленэр.
У выставки "От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII - начала XX века", помимо интересной творческой задумки, есть и вполне утилитарная причина появления. Дело в том, что в этом году отдел графики XVIII - начала XX века со всеми своими фондами - более 50 тысяч единиц хранения - переезжает в новое здание Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. И чтобы этот переезд прошел наиболее комфортно, самые сложные в перемещении произведения графики монументальных размеров и крошечных миниатюр разных видов ждут своей очереди здесь - на этой выставке. Они последними поедут в свое новое "жилище".
Так что у нас еще есть возможность наблюдать все эти произведения в пространстве старых залов графики под номерами 49-54. Выставка продлится до 10 ноября 2024 года.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем