Российские ученые поставили под сомнение теорию о вымирании мамонтов

28 июня 2024

Расшифровав геномы 14 древних животных, обитавших на острове Врангеля около 4,5-9 тысяч лет назад, российские и европейские исследователи пришли к выводу, что генетическое вырождение не могло спровоцировать исчезновение мамонтов. Причина, скорее всего, кроется в случайном событии.

Совместная работа ученых показала, что в геноме древних животных нет следов присутствия явно вредных мутаций.

REUTERS/Emmanuel Foudrot

Согласно существующей теории, мамонты были обречены на вымирание в результате генетического вырождения и малых размеров их популяции.

Совместная работа показала, что в геноме древних животных нет следов присутствия явно вредных мутаций. По крайней мере, таких, которые бы резко снизили жизнеспособность. Это и поставило под сомнение известную версию о гибели крупных представителей ледниковой мегафауны.

В опубликованном в научном журнале Cell материале сказано, что животные "исчезли по какой-то другой причине".

"И если бы этого случайного события не произошло, то мамонты бы существовали и сегодня", - рассуждают авторы.

Причины вымирания Mammuthus primigenius палеогенетики и палеонтологи из Москвы, Якутска и Санкт-Петербурга изучают уже несколько лет. Численность мамонтов была достаточно высокой всего 50 тысяч лет назад. Однако ситуация изменилась, когда ледники начали отступать.

При этом дольше всего животные существовали на территории российского острова Врангеля. Там они исчезли около четырех тысяч лет назад.

Удивительно, что даже несмотря на скромные размеры популяции мамонтов на острове, генетических поломок у них выявлено не было. Теперь ученым предстоит выяснить, что стало причиной исчезновения популяции.

Ранее исследователи древних животных столкнулись с еще одной загадкой. Так, близ реки Берелех в Якутии было обнаружено множество костей мамонтов, принадлежащих 156 особям. Первая версия массовой гибели - естественные причины.

Еще две версии связаны с деятельностью людей - охотников, собирателей туш, которые, возможно, изготавливали из костей инструменты. Кроме того, концентрация останков могла стать следствием геологических процессов.