Ученые обнаружили у кавказских неандертальцев орудия на все случаи жизни

06 июля 2024

Санкт-Петербургские археологи из "Лаборатории доистории" и Музея антропологии и этнографии Петра Великого (Кунсткамера) провели масштабное исследование пяти типов орудий остроконечной формы из камня. 80-40 тысяч лет назад их использовали неандертальцы, населявшие Мезмайскую пещеру, которая расположена на юге Краснодарского края.

Найденные орудия разделили на пять групп.

АНО "Лаборатория доистории"

Найденные орудия разделили на пять групп.

Исследование было поддержано грантом Российского научного фонда, а результаты опубликованы в журнале Lithic Technology. Как пояснили ученые, эта работа дала возможность определить, как именно неандертальцы обрабатывали камень, а также что именно они использовали в быту, а что для охоты.

Исследователи проанализировали 188 артефактов, обнаруженные с 1987 по 2011 годы на территории ценного археологического памятника - Мезмайской пещеры. Их цель была определить, почему инструменты древних людей сильно отличаются друг от друга.

По размерам, пропорциям, типам симметрии и обработки краев орудия разделили на пять групп. К первой отнесли короткие симметричные инструменты - их длина фактически была равна ширине, а боковые грани подправлены мелкой ретушью. Вторая группа включала орудия, длина которых была более чем в 1,5 раза ширины, а отретушированные края симметрично уходили к заостренному концу. По мнению ученых, такие артефакты схожи с треугольными рубильцами, найденными на микокских стоянках в центральной и восточной Европе.

В третью группу вошли отшлифованные инструменты с длиной более чем в два раза большей, чем ширина. А в четвертую - схожие по размеру с предыдущей группой, но хуже обработанные по краям орудия. По мнению археологов, не исключено, что это наконечники для охотничьего вооружения, которое, возможно, использовали одноразово.

В пятую группу попали короткие инструменты, имеющие ассиметрию, с различной обработкой. Например, их края могли быть как режущими, острыми, так и тупыми. Такие орудия, по предположению ученых, могли быть сребками или ножами, используемыми в хозяйстве.

Исследователи отметили, что конвергентные орудия (их боковые грани сходятся в одной точке, благодаря чему они имеют остроконечную форму, похожую на треугольник) характерны именно для микокской культуры. В числе прочего, к таким инструментам относят остроконечники, угловатые скребла, небольшие широкие рубильца, листовидные наконечники. По словам главного научного сотрудника АНО "Лаборатория доистории" Любови Головановой, исследование помогло понять, какие именно орудия были у неандертальцев, как они и оформляли, какое у них было развитие. Ученые доказали, что визуальные различия инструментов неслучайны.

- Уникальная для среднего палеолита сохранность изделий в Мезмайской пещере дает возможность проводить разные виды анализов и получать новые данные о форме и функции изделий, которые потом могут адаптироваться для реконструкции материалов других памятников, - говорит Любовь Голованова.