издается с 1879Купить журнал

В Самаре представили историю, отлитую в чугуне

08 июля 2024

В Самарском художественном музее открылась выставка художественного литья "Формула чугуна", представляющая работы второй половины XIX - начала XX века. Это произведения из собрания самарского коллекционера Максима Майорова.

Скульптурная группа "Охотники", отливка 1907 год.

Ирина Чечурина

Скульптурная группа "Охотники", отливка 1907 год.

Экспозиция, в которой тяжелый металл оживает в скульптурах черногривых коней, храбрых воинов, трепетных влюбленных, а также юркой мухи, сказочной избушки и чертей в разных ипостасях, имеет не только художественную ценность. Она может много поведать и об истории культуры и государства (здесь скульптуры Христа, Пушкина, Ермака Тимофеевича), а также о развитии металлургической промышленности в Российской империи.

В коллекции Максима Майорова более трехсот работ от вполне внушительных скульптур до настольных миниатюр, которые были отлиты более века назад на крупнейших уральских металлургических предприятиях - Каслинском и Кусинском чугуноплавильных и железоделательных заводах.

- Когда первая вещь попала ко мне в руки, я понял, насколько интересно, увлекательно и уникально это направление российской культуры, - делится собиратель.

То, что ремесло художественного литья достигло таких высот на Южном Урале, во многом объясняется особыми природными условиями этих мест. Месторождения железной руды обеспечивали мастеров сырьем, обилие озер и рек давало необходимую для производства воду, а леса - большие объемы древесного угля - одного из важных элементов для выплавки чугуна. Качественной формовке изделий помогали и уникальные по своему составу пески, ну и, конечно, талант мастеров - модельщиков, формовщиков, литейщиков, чеканщиков и специалистов по окраске, которые часто оставались безвестными.

Для тиражирования владельцы и управляющие заводов выбирали лучшие произведения русских, французских, итальянских, немецких скульпторов того времени.

Одним из самых выдающихся экспонатов открывшейся в Самаре выставки можно назвать работу "Копия со статуи на Аничковом мосту", сделанную по модели 1850-х годов "Покрытый попоной конь, вставший на дыбы". Город Касли стал центром художественного литья в России, а на его гербе изображен именно этот конь, символизирующий уникальность и искусность чугунных изделий. Сейчас Каслинский завод продолжает свою работу, вводя в производство новые модели современных авторов.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться