издается с 1879Купить журнал

Оцифровано издание 1900 года о военных "школах новейшего типа"

11 июля 2024

"Занятия должны отвечать времени года и иметь серьезный характер", - об этом говорилось в проекте учреждения полковых школ для детей офицерских и классных чинов, задуманном как начало реформы режима кадетских корпусов. Уникальное издание оцифровала и сделала доступным электронная энциклопедия "Руниверс".

Кадеты Петровского Полтавского кадетского корпуса, уходящие в поход.

ЦГАКФФД СПб

Кадеты Петровского Полтавского кадетского корпуса, уходящие в поход.

Издание Александра Аргамакова было выпущено в 1900 году в Витебске, в губернской типолитографии в честь 100-летия со дня смерти прославленного полководца Александра Суворова. Книжица насчитывала 28 страниц.

По сути, она представляла собой лекцию, прочитанную Александром Аргамаковым в Витебском офицерском собрании. В то время он был полковником, инспектором классов Полоцкого кадетского корпуса. Ключевые отрывки из этой лекции сегодня можно прочитать в Сети.

Аргамаков поднимал проблему образования детей военных. Он сообщал, что в 1900 году в одних только действующих полках, пехотных и кавалерийских, насчитывалось до 850 отдельных частей, содержащих в среднем по 25 семей.

Таким образом, по его подсчетам, до 8750 семей нуждались в воспитании и образовании своих детей. "Если же к ним присоединить семьи чиновников и бедных дворян, то я не преувеличу, сказав, что при всяком полку или отдельной войсковой части необходимо учредить по одной элементарной школе новейшего типа", - заявлял Аргамаков.

По его словам, организация и режим таких школ должны были удовлетворять всем требованиям новейшей демуленовской школы. Это означало, что школа должна была располагаться в загородной местности, но вблизи расположения войсковой части. Работать она должна была не только под управлением опытного педагога, но и под влиянием и контролем живущих поблизости родителей.

О подробностях режима элементарной полковой школы для офицерских детей Аргамаков в ходе своей лекции распространяться не стал, сославшись на то, что "здесь не место и не время" для таких рассуждений. Однако кратко свою идею описать он успел.

Сводилась она к тому, что режим полковых школ должен кардинально, буквально во всем отличаться от режима существовавших на тот момент интернатов. По Аргамакову, такая школа не должна была отрывать ребенка от природы, а занятия в ней во всем должны были соответствовать силам детей.

"Дисциплина не должна убивать воли, а отсутствие принудительных занятий и тщательный надзор изгонять ложь, обман, лень и безнравственность, царящие в современных вам интернатах, - перечислял Аргамаков.

Занятия должны отвечать времени года и иметь серьезный характер. Экскурсии, прогулки, физические занятия и ремесла, выступая на первый план, вытеснять долбню и преобладание книжной методы обучения".

Лектор также заявил, что организация таких начальных школ должна была стать лишь первым шагом на пути к коренной реформе режима кадетских корпусов. По его мнению, последние "требовали более суровой обстановки и дисциплины, чем это можно допустить при смешении трех возрастов".

"Отделение элементарных классов и составит первый шаг на пути к реформе", - подчеркнул лектор. Для характеристики проблемы он привел в качестве примера тульский Александровский кадетский корпус, состоявший из приготовительных и двух первых классов.

Из детей была сформирована неоранжированная рота, которой командовали ротный и нескольких дежурных офицеров. Аргамаков подчеркивал, что они не имели "подготовки в деле воспитания".

Учителя были военные и гражданские, а приемы воспитания и меры взыскания были типичными для кадетских корпусов: штраф, сокращение пищи и отпуска, карцер и телесное наказание.

Все это процветало вместе с "пинками, ударами по голове, дранием за уши, постановкою на колени в угол и прочими заморскими ухищрениями в борьбе с протестом угнетенной детской натуры".

"Заведения эти не могут дать ничего нового, а напротив, убеждают часто даже во вреде их, потому что построены по типу существующих интернатов, - считал Аргамаков.

Но историческая же справка, приходящая на память ко дню столетнего юбилея величайшего военного гения Суворова, предвидевшего уже тогда значение организации при полках школ для воспитания офицерских и солдатских детей, приводит к мысли увековечить память Суворова-педагога идеей учреждения при полках школ новейшего типа".

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться