издается с 1879Купить журнал

Опубликованы неизвестные мемуары соратника Наполеона о походе на Москву

18 июля 2024

Российский ученый обнаружил записки командующего Временной гвардейской кавалерийской бригадой, бригадного генерала, барона Империи Пьера-Давида (называемого Эдуардом) Кольбера де Шабанэ, до последнего времени известные лишь по отдельным ссылкам во французских исследованиях XIX-XX веков.

Дивизионный генерал Кольбер де Шабанэ Пьер-Давид, известный как Эдуард, 1813 год.

impereur.blogspot.com

Дивизионный генерал Кольбер де Шабанэ Пьер-Давид, известный как Эдуард, 1813 год.

Научную работу в журнале "Вспомогательные исторические дисциплины" опубликовал кандидат исторических наук Дмитрий Горшков из Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина.

Речь идет о "Краткой [истории] моей военной жизни", автором которой был Кольбер де Шабанэ (1774-1853). Как сообщает Дмитрий Горшков, эти записки хранятся в частном архиве семьи Пуайю де Сен-Перьер де Керголэ, которая любезно предоставила их российскому ученому для исследования. Старинный документ бережно передавался по наследству.

Он не является мемуарами в классическом смысле этого слова, поскольку в нем отсутствует хронологическая последовательность, а текст выстроен по принципу европейского дворянского альбома.

"К примеру, на листах 267-269 можно обнаружить "Историческое замечание" о Морице Саксонском и тут же описание "Боя от 22 мая 1813 г. подле Райхенбаха", - пишет Горшков.

Генерал, барон Эдуард Кольбер де Шабанэ. Художник Стефано Манни. Фото: impereur.blogspot.com

Только некоторые фрагменты имеют вполне конкретные даты, и один из них напрямую связан с Москвой. Так, генерал Кольбер описывает неприятный для него инцидент, помеченный как "ноябрь 1812 г. / Отступление из Москвы". Но описывает он и предшествовавшие этому события.

"Наконец в начале 1812 года я уготовлял себя проделать в году сем славную, тягостную и губительную Русскую кампанию, коя положила начало погибели империи и коя после 3-х лет борьбы, побед и неудач привела к окончательному падению оной в 1815 году, - вспоминал генерал.

Путь, по коему следовал я вместе с Бригадой моей в кампании сей от Ландсберга до Москвы и от Москвы до Познани, пробуждает столько бесценных событий, что я счел нужным отвести оному [особое] место в сборнике воспоминаний".

Отступление и преследование русскими завершилось в Познани, писал генерал, вспоминая, что 27 января он получил приказ оставить армию и лично возвращаться в Париж, дабы заняться реорганизацией 2-го полка лансьеров, поскольку тот уменьшился до 180 лошадей и 450 человек.

"8 февраля в Тюильри я забрал приказы Его Величества и приготовился воротиться к армии, - следует из раритетного документа. - Все, что было сказано иль написано о страданиях и невзгод[ах], кои во время отступления из Москвы довели до изнеможения французскую армию, всего лишь бледный набросок тех зол, кои ей пришлось вынести.

Однако ж вплоть до самого последнего часа всякая часть сберегала охранение знамени своего, офицеры и солдаты исполнили долг свой, а небольшое число храбрецов все-таки воротилось в Познань, дабы сказать: "Все потеряно, окромя чести".

Генерал Кольбер на бивуаке в Горках, 1812 г. Художник Альфонс Лалуз.

"Очевидно, что в основу заметок о Русской кампании 1812 года положен неизвестный нам маршевый журнал Кольбера, - информирует исследователь. - По всей видимости, значительная его часть и была им впоследствии использована для написания записок, хотя в него были внесены и существенные изменения".

Явно под влиянием первых работ о войне в России Кольбер так описал сражение при Москве-реке: "Сражение … было дано подле Москвы-реки и выиграно без особых результатов, окромя одного: русские отступили".

Особый акцент он сделал на описании боя под Боровском 25 октября 1812 года, который был локальным, но генерал судил о нем как о "необычном событии, являющимся более красноречивым, чем совокупность всех событий". Кроме того, Кольбер описал действия его лансьеров под Москвой и во время второго сражения под Красным.

"Подчеркнем, что автором рукописи является не младший офицер, а один из командующих гвардейскими кавалерийскими бригадами, что, безусловно, придает ей особое значение, исходя из положения самого Кольбера и его осведомленности в иерархической структуре армии и гвардии", - резюмирует автор работы.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться