издается с 1879Купить журнал

Российский ученый собрал коллекцию "инфицирующих" легенд

18 июля 2024

Сергей Белянин из Института научной информации по общественным наукам РАН обобщил результаты работы исследовательской группы "Мониторинг актуального фольклора". С января 2020 года по сентябрь 2021 года она изучала особенности инфодемии - волны слухов и городских легенд, связанных с эпидемией COVID-19.

Появление антилегенд о коронавирусе - признак возвращения к нормальной жизни.

Константин Завражин

Появление антилегенд о коронавирусе - признак возвращения к нормальной жизни.

В исследовании, опубликованном в журнале "Вестник культурологии", Белянин представил своеобразную археологию фольклорных текстов, которые помогали пользователям русскоязычного сегмента интернета переживать пандемию.

Акцент исследователь сделал на анализе двух жанров "коронавирусного" фольклора - шутках и городских легендах. В частности, была составлена база из 603 шуток о коронавирусе, которые распространялись в социальных сетях.

Также в исследовании была использована база из 167 слухов и городских легенд из российских социальных сетей. Анализ этих текстов помог установить, как устроен легендозависимый анекдот, который стал моделью для осмысления новой проблемы.

Как известно, первые данные о вспышке COVID-19 в китайском Ухане относятся к концу 2019 года. К марту коронавирус начал бурно распространяться по планете, и уже к осени убил 2,5 миллиона человек.

Государства вводили беспрецедентные ограничения, вот и в России была введена обязательная "самоизоляция". В этих условиях, пишет исследователь, доступным способом справиться с тревогой стало распространение фольклорных текстов, которые объясняли причины появления вируса и предлагали простой способ профилактики и лечения болезни.

Это спровоцировало взрывное распространение недостоверной информации и стало частью социального кризиса. В качестве примера ученый приводит легенду о бананах, зараженных COVID-19, и юмористический ответ на нее.

Она родилась в январе-феврале 2019 года, когда очаг болезни все еще находился в Китае. В соцсетях распространялся текст с рекомендацией не употреблять бананы, особенно привезенные с юга. Легенда о "коронавирусных" бананах очень быстро набрала 11 512 репостов.

Путь от легенды к анекдоту оказался очень коротким. Буквально тут же появились легендозависимые анекдоты, смысл которых сводился к рекомендации "не закусывать бананами". Анекдот сыграл свою роль: спустя месяц сюжет о зараженных бананах потерял свою популярность, набрав всего 58 репостов.

"Таким образом, легенда исчерпала себя и перестала "инфицировать" новых распространителей, - пишет исследователь. - Однако текст снова "мутировал" и превратился в анекдот, посвященный празднику 8 Марта. Теперь "опасность" исходит не от зараженных фруктов, а от подорожавших перед праздниками цветов".

Некий шутник со ссылкой на конфиденциальные министерские данные сообщал о том, что выявлен новый способ передачи коронавируса - через цветы. "Не вздумайте подходить к цветам, покупать их, нюхать их по крайней мере до 10 марта", - нагнетал шутник. Как итог: шутка о "зараженных" цветах набрала 135 репостов.

"Распространение анекдотов взамен слухов позволяет сопротивляться медийному давлению, возникающему из-за какого-либо трагического события, нейтрализует неприятные сообщения и снижает тревожность, - пишет Белянин.

Появление таких антилегенд - признак возвращения к нормальной жизни. Их распространение говорит о снижении уровня тревожности и желании людей представить трагедию в качестве нелепой шутки".

Однако доходило и до того, что некоторые шутки и легенды люди воспринимали всерьез. Их принимали за настоящие законопроекты и инициативы, поэтому компетентным ведомствам приходилось опровергать многие фейки.

Легенды обычно базировались на выражениях, типа "удалось подслушать в маршрутке", "знакомый врач сказал", "у моего знакомого сестра работает в Роспотребнадзоре" и т.д.

"Таким образом, в соцсетях использовали структуру известной городской легенды как макет для создания нового текста - анекдота, - пишет исследователь. - Его можно назвать фольклорным "антителом" - нарративом, высмеивающим масштаб паники и ставящим под сомнение реальность самой угрозы".

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться