издается с 1879Купить журнал

70 лет назад ВМФ Тайваня захватили в плен советских моряков с танкера "Туапсе"

23 июля 2024

Летом 1954 года танкер "Туапсе" шел из Одессы в Шанхай с грузом керосина. Недавно судно вернулось из Антарктиды, куда доставляло топливо для китобойной флотилии "Слава". Рейс в Азию был обычным, советские моряки не могли и представить, через какие муки придется пройти многим из них в ближайшие месяцы.

РИА Новости/Юрий Абрамочкин

Сменяясь с вахты в полночь 23 июня, матрос Владимир Бенкович доложил, что на радаре видны отметки и, судя по построению, это военные корабли. Это было в проливе между Восточно-Китайским и Желтыми морями.

- Торговые суда так не двигаются, - вспоминал потом Бенкович. - Они в таком строю не ходят. Было ясно, что впереди военные корабли.

Вскоре, когда рассвело, начались переговоры. ВМФ Тайваня начали запрашивать световыми сигналами - прожекторами, куда они идут, какой груз на борту, требовали остановиться. Капитан Виталий Калинин отказался это сделать. Тогда военные открыли предупредительный огонь. Танкер остановился. Китайцы потребовали, чтобы к ним явился капитан и предоставил им документы. Но на встречу отправился старший помощник.

- Нас всех разбудили, якобы требуют капитана, - вспоминал матрос Николай Федоров. - Спустили шлюпку, сел в нее старпом и пошли мы к военному кораблю. Только старший помощник поднялся к ним на борт, его сразу куда-то вниз спустили.

К "Туапсе" понеслись мотоботы, полные вооруженных людей. Они быстро высаживались на танкер. Радист начал передавать по рации информацию о захвате судна. Но в эфире была тишина, только вдруг отозвался Владивосток: "слушаю, слушаю вас". А когда китайцы уже выводили радиста из радиорубки, заговорила Москва: "Туапсе, Туапсе!".

Но было уже поздно. Тайваньские военные буквально оккупировали танкер. Причем сразу же спустили советский флаг на захваченном судне. Моторист Валентин Книга рассказал, что подобрал флаг и пошел с ним в салон. Но угрожая ему штыками, китайцы забрали флаг, хотя моряк и сопротивлялся.

Многие члены экипажа говорили о странном поведении первого помощника капитана, отвечавшего за политическую работу на судне. Он надел поварской халат, колпак и заявил, что он кок. Моряки посчитали, что помполит вел себя неподобающе.

По рассказам советских моряков, сначала все происходящее экипажу "Туапсе" казалось чем-то нереальным, будто и не с ними происходит. Но когда людей начали буквально выбрасывать с борта на трап и они полетели по нему вверх тормашками, то осознали серьезность происходящего. 49 моряков разделили на несколько групп, а всякое общение меж ними запретили. Их начали склонять отказаться от возвращения на родину и просить политическое убежище.

С советскими моряками работали спецслужбы Тайваня и США. Одним из тех, кто обрабатывал экипаж "Туапсе", был Александр Соколов. Как позже стало известно - уроженец России, служивший в американской разведке. В свое время он был переводчиком Эйзенхауэра и генерала Паттона, потом работал в Берлине. В ЦРУ с 1949 года.

Сначала с пленными морякам с "Туапсе" обращались хорошо, кормили разнообразно и много. Но видя, что никто из них не торопится отказываться от Советского Союза, рацион уменьшили. Стали давать хлеб с водой и немного мяса. К тому же, будучи разделенными на группы, моряки не знали, что происходит с их товарищами. Начались переживания, нервные срывы. Русским начали угрожать, дескать, если не подпишите просьбу о политическом убежище - сгноим! Или будете жить так, как никто не захочет.

Один из моряков вспоминал, что как-то утром увидел, как его товарищ пытается перерезать себе горло. Он выскочил в коридор, а там капитан "Туапсе" играл в шашки с буфетчицей.

- Я слова сказать не могу, - рассказывал моряк. - Только пальцем тычу в сторону нашей комнаты. Капитан туда бросился, а буфетчица так испугалась, что сознание потеряла.

Вскоре, не выдержав давления, двадцать членов экипажа из одной группы подписали документы, на чем настаивали сотрудники тайваньских спецслужб и ЦРУ. Их перевезли в небольшие домики, начали вновь хорошо кормить. Но тут матросы узнали, что остальные две группы возвращаются в Советский Союз: те, кто выдержал давление, поехали домой. В Китае их встречали с цветами и музыкой. В Пекине освобожденных советских моряков разместили в отеле, откуда дали возможность звонить в Москву. Там, в столичной гостинице поселили семьи возвращавшихся моряков и они наконец-то смогли переговорить с близкими.

В Москве, куда члены экипажа танкера "Туапсе" попали только 30 июля 1955 года, вручили награды, выдали премии по две тысячи рублей и дали путевки в санаторий на два месяца. А восстановиться действительно не мешало. Например, механик Юрий Борискин похудел во время плена на Тайване с 70 до 48 килограмм. При этом никто и никогда не попрекнул вернувшихся ни одним словом.

А те, кто подписал бумаги о политическом убежище, тоже решили вернуться домой. Они ушли в горы и в мандариновой роще устроили комсомольское собрание. Бенкович написал прошение, чтоб им разрешили уехать в СССР.

- Я что-то вроде клятвы Олега Кошевого из "Молодой гвардии" сочинил, - вспоминал он. - В самодеятельности я играл его и эту клятву запомнил. Кровью подписались.

Но буквально через день об этом узнали спецслужбы. Матросов начали пытать. Их били дубинками по пяткам, пропускали электрический ток, защемляли пальцы в дверях, ставили непонятные уколы. Тайваньцы были очень злые, кричали советским морякам, что китайские коммунисты вместе с русскими отобрали у них весь Китай.

Издевались над матросами долго. Две группы - 29 человек, уже были в Советском Союзе, а оставшиеся находились кто в тюрьме, кто в психиатрической больнице. Они были очень молоды, лет по 20-25, а ломали их опытные специалисты. И, в конце концов, моряков заставили отказаться от клятвы, данной ими в мандариновой роще.

Судьба тех, кто остался на Тайване, сложилась очень непросто. Четверо умерли от пыток, один не вышел из психиатрической больницы. Еще один повесился. Четыре матроса уехали с Тайваня в Бразилию. Потом им удалось пробраться в Уругвай, а оттуда сотрудники советского посольства помогли вернуться в Советский Союз. Но после пресс-конференции, где матросы рассказали, как с ними поступали в плену, всех четверых в 1959 году осудили за измену. Двоим дали 15 лет, еще двоим - 12 лет лишения свободы. Также в приговоре было сказано о конфискации имущества. Но его смогли изъять только у одного матроса - аккредитив на пять тысяч рублей, "а в отношении остальных - без конфискации имущества за отсутствием такового у осужденных".

Впоследствии эти люди были реабилитированы. Верховный суд посчитал, что в их действиях нет состава преступления. Из остальных моряков кто-то остался в США, двое пропали без вести, а самый последний из экипажа "Туапсе" приехал домой только в 1993 году.

Рекламный плакат фильма "Ч.П. - Чрезвычайное происшествие". 1958 г. Фото: Центральный музей кино

История с танкером "Туапсе" стала известной в 1958 году, когда об этих событиях сняли фильм "Ч.П. - Чрезвычайное происшествие". Он стал лидером кинопроката в СССР.

Моторист Валентин Книга отзывался о фильме так: "Образ там мой собирательный, я никакого отношения к нему не имел. Могли бы получше сделать". А на претензии членов экипажа автор сценария Колтунов отвечал, что это художественный фильм, а не документальный.

- Когда мы снимали фильм, мы не знали всей правды, нам говорили, что большая часть команды улетела, остались единицы от команды, - вспоминал исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов. - Оказалось все не так, все было гораздо сложнее.

А сам танкер "Туапсе" так и остался на Тайване, его переименовали, а потом, когда срок службы судна вышел, сдали в металлолом.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться