издается с 1879Купить журнал

Немцев вышибли за сутки: 80 лет назад Красная Армия освободила Псков

23 июля 2024

В июле 1944 года Ставка Верховного Главнокомандования направила директиву командующему 3-м Прибалтийским фронтом генерал-полковнику Масленникову, где приказывалось разгромить псковско-островскую группировку противника. Сталин потребовал овладеть районом Остров, Лыэпна, Гулбене и занять Псков.

3-й Прибалтийский фронт был создан несколько месяцев назад, а Масленникову впервые поручили командование такой мощной войсковой группировкой. Сталин решил поддержать молодого комфронта. Поэтому к нему на помощь из Москвы прибыли представители Ставки ВГК - маршал артиллерии Яковлев, генерал-полковник авиации Ворожейкин и начальник Оперативного управления Генерального штаба Штеменко. Впоследствии в своих мемуарах они отметили достаточно высокий уровень готовности войск фронта.

Командир 374 стрелкового полка Шестак вспоминал, что с 12 по 20 июля они готовились к штурму Пскова, в том числе и форсированию реки Великой. "Командиры изучили подступы к реке, ее берега. Мы не рассчитывали на табельные переправочные средства. Бойцы и командиры учились, как быстро сделать плоты из бочек, дверей, ящиков, телеграфных столбов".

В обязательном порядке велись разведпоиски и одновременно пресекалась деятельность вражеских диверсантов в нашем тылу. Об этом рассказывал Гусько, командир отдельного заградительного отряда 42-й армии. Эти части не только стояли в тылу Красной Армии, как порой о них говорят, но и вели разведывательную и контрразведывательную работу.

По словам Гусько, летом 1944 года в Псков был переброшен разведчик из его части. Он выяснил, где находятся немецкие штабы и расположена военная техника. Также бойцы заградотряда под Псковом задержали несколько немецких разведчиков. Одного им пришлось ждать в засаде десять суток.

Немцы возвели в этих краях линию обороны "Пантера", это была северная оконечность так называемого "Восточного вала", который Гитлер считал неприступным. Минные поля чередовались с многоярусными проволочными заграждениями. На один километр обороны в среднем приходилось восемь железобетонных укреплений и порядка двенадцати дотов.

Красная Армия уже штурмовала эти рубежи весной 1944 года, но в кровопролитных боях успеха достичь не смогла. Теперь же, когда уже почти месяц бушевала в Беларуси крупнейшая в мировой истории операция "Багратион", немцы были не так уверены в своих силах. Хотя еще в марте 1944 года командующий 18-й армией вермахта издал приказ, где говорилось: "Ни шагу назад, вот отныне наш девиз! Мы стоим у передних рубежей нашей родины. Любой шаг назад перенесет войну на территорию Германии!"

17 июля 1944 года 3-й Прибалтийский фронт перешел в наступление. Начались ожесточенные бои. Немецкие генералы позднее вспоминали, что Красная Армия не давала вермахту передышки, и вскоре фронт развалился. "21-я дивизия полностью разбита, на правом фланге образовалась необозримая брешь", - писали они в своих мемуарах.

В результате упорных боев, 21 июля Красная Армия освободила Остров, важный пункт обороны гитлеровцев. Сражения шли без перерыва. Накал боев был так высок, что никто из немцев не обратил внимания на приказ командующего группой армий "Север" о повышении стойкости в бою. Прошло незамеченным, как вспоминали потом уцелевшие офицеры вермахта, даже известие о покушении на Гитлера 20 июля.

А 22 июля 42-я армия 3-го Прибалтийского фронта обрушилась на немецкую оборону у Пскова. Наступление шло с южной и восточной сторон города. 126-я стрелковая дивизия в три часа утра пошла в атаку. Полку под командой Шестака отводилась вспомогательная роль, так как перед ним лежало болото, и танки бы там не прошли. Но так вышло, что батальоны этого полка первыми ворвались в город.

Шестак вспоминал: "С болота, которое лежало перед высотой Бердово, тянулся вверх сизый шлейф густого тумана. Какой он был, кстати, этот туман! Он помог полку скрытно выйти к минным полям и проволочным заграждениям противника. Мы застигли его врасплох".

Фрагмент диорамы, рассказывающий о форсировании реки Великой частями наступающей Красной Армии в июле 1944 года. Фото: Калачьян Григорий/Фотохроника ТАСС

В шесть утра был занят поселок Кресты на восточной окраине Пскова. Учитывая успех полка Шестака, ему на подмогу был отправлен батальон из резерва дивизии. Чуть позже взломали оборону немцев и остальные полки. Бои велись за каждый дом.

Позже выяснилось, что на оборону Пскова немцы бросили штрафников. Те дрались отчаянно, не отступая и не сдаваясь. К тому же город был густо заминирован - дома, деревья, столбы, везде прятались минные ловушки. Саперам порой приходилось идти впереди пехоты, расчищая ей дорогу.

В девять часов утра части Красной Армии были уже в центре Пскова. Город был фактически разрушен. Но из развалин немецкие автоматчики вели огонь. В десять утра началось форсирование реки Великой. Уцелевшие офицеры вермахта вспоминали: "Чудовищное зарево пожара над Плескау (Псковом) придает фантастический фон. Мост через реку Великая удается взорвать в последнюю минуту, когда противник уже стоит на берегу".

К трем часам дня правый берег реки Великой был полностью занят частями Красной Армии. Однако в освобожденной части города еще оставались немецкие группы. Командир заградотряда Гусько рассказывал: "Во второй половине дня у здания Дома Советов появилась группа немцев-штрафников числом в 40-50 человек, оказавшись в нашем тылу. Они вели сильный огонь из автоматов и ручных пулеметов, но в завязавшемся бою были полностью уничтожены". Удалось взять живым снайпера, стрелявшего с чердака горевшего здания госбанка.

Бои на переправе через реку Великую шли всю ночь с 22 на 23 июля. По немецким позициям били десятки пушек, дивизионы "катюш" наносили удары. Наконец, противник не выдержал напора и отступил, точнее, беспорядочно бежал.

К шести утра 23 июля Псков был полностью освобожден от немцев. Но город горел, повсюду были мины. Саперы работали без устали. К тому же многие заряды, оставленные немцами, были с часовым механизмом и взрывались через некоторое время.

Комендант Пскова еще в ночь на 23 июля выпустил приказ, который сразу начали расклеивать на улицах. В нем говорилось: "Все приказы, распоряжения и порядки, установленные немецко-фашистскими властями, отменяются. В городе восстановлена Советская власть и все права граждан, предусмотренные Сталинской Конституцией".

Вечером 23 июля в Москве был дан салют в честь освобождения Пскова. Приказом Верховного Главнокомандующего 42-й армии объявлена благодарность. Двум дивизиям и еще пяти частям было присвоено наименование "Псковских".

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться