издается с 1879Купить журнал

Тайны миропорядка и священного огня раскрыл российский востоковед

24 июля 2024

В эпоху правления династии Сасанидов существовала иерархия огней, которая с течением времени претерпевала определенные изменения. "Царем огней" признавался огонь вступавшего на престол монарха. Об этом говорится в научной публикации к.и.н. Дмитрия Мишина из Института востоковедения РАН.

Фотография, сделанная внутри святилища огня в Британской Индии (Бомбей). Начало XX века.

"Исторический вестник"

Фотография, сделанная внутри святилища огня в Британской Индии (Бомбей). Начало XX века.

Статья ученого опубликована в последнем номере журнала "Исторический вестник". Выпуск посвящен сакральной географии Ближнего Востока, которая, как пишет Дмитрий Мишин, если понимать под ней расположение мест поклонения, определяется особенностями соответствующего культа.

В новом исследовании речь идет о зороастризме, культе, основателем которого считается жрец Заратуштра. Для зороастризма, сообщает востоковед, во время правления династии Сасанидов был типичен культ священных огней.

Они зажигались в сооружениях, которые можно назвать храмами или святилищами. Но как выбирались места поклонения высшим силам? В ответ на этот вопрос ученый называет два основания.

"С одной стороны, местом поклонения являлось обычно то, где человек мог надеяться на общение с божественным началом; в зороастризме им был огонь, - пишет Дмитрий Мишин.

Кроме того, огонь и сам являлся объектом поклонения. В зороастрийских трактатах он предстает как один из богов, сын верховного бога Ахура-Мазды и благодатная часть его духа, земное воплощение амахраспанд-а Ардивахишта". Этот бог сражается против сил зла, делает человеку добро и покровительствует сословиям.

Верховный бог Ахура-Мазда, III в. н. э. Фото: wikipedia.org

Священные огни разделялись на несколько категорий. Так, к первой группе отнесены огни, невидимые человеческому глазу: Береза-саванг, "господин огней" - перед Ахура-Маздой; Ху-Фриян - в теле людей и животных; Урвазишт - в растениях, Вазишт - в тучах (он сражался с бесом Спузрешком и показывался при сверкании молнии); Спеништ - в камнях (он использовался в мире для разных полезных дел).

К другой категории относились огни, "составляющие огонь Варахрана". Эти огни считались той частью земного мира, где человек имел больше всего возможностей оказаться рядом с богами.

"Они были реальны и видимы для человека, находились внутри святилищ, где были объектами поклонения; поэтому сакральная география сасанидского зороастризма во многом сосредотачивается вокруг них, - сообщает автор научной работы.

Вместе они обеспечивали поддержание и защиту порядка в мире. Согласно позднему зороастрийскому трактату Бундахишн ("Сотворение основного"), Ахура-Мазда, создав их, дал им хварр для охраны мира".

В одном из зороастрийских трактатов исследователь обнаружил любопытный фрагмент, который выглядит так: "Достоверно известно, что Заратуштра спросил Ахура-Мазду, что лучше - [целый] мир или огонь Варахрана. Ахура-Мазда ответил, что огонь Варахрана лучше, чем мир. Заратуштра спросил: "Почему?" Ахура-Мазда ответил: "Из-за того, что не будь огня Варахрана, мир не пребывал бы в порядке"".

"Важной составной частью этого поддержания порядка в мире было сохранение сословного уклада, составлявшего основу общественного устройства Сасанидской державы", - отмечает исследователь.

Священные огни устанавливали в новые святилища, перемещали, а в некоторых случаях гасили. Существовала целая иерархия огней, которая с течением времени претерпевала определенные изменения. "Царем огней" признавался огонь вступавшего на престол монарха.

"Падение Сасанидской державы и арабское завоевание стали поворотным моментом и для зороастрийского общества, и его святынь. После этих событий зороастрийский мир развивался в иных условиях; его история на данном отрезке времени представляет собой отдельный объект исследования", - резюмирует ученый.

Сасаниды - это иранская династия, правившая в III-VII веках нашей эры. Основателем считается царь по имени Сасан, потомки которого уничтожили Парфянское царство и установили свою власть на Иранском плато.

Успехи Сасанидов во внешней политике и их победы над римлянами упрочили царскую власть, опиравшуюся на поддержку зороастрийского жречества.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться