издается с 1879Купить журнал

Бывал ли старец Нил на Афоне и в Палестине, рассказал историк

30 июля 2024

Кандидат исторических наук, ведущий редактор Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Елена Романенко описала малоизвестное путешествие старца Нила в Святую землю.

Нил Сорский выбрал для себя средний путь - скитское житие.

ruvera.ru

Нил Сорский выбрал для себя средний путь - скитское житие.

Исследование опубликовано в журнале "Исторический вестник". Автор отмечает, что сведения о паломничествах в Святую землю русских святых крайне редки, хотя жители Руси довольно активно путешествовали на христианский Восток.

Например, основатель русского монашества Антоний Печерский принял постриг в одном из афонских монастырей, а по возвращении поселился в пещере на Киевских горах, где посвятил всю оставшуюся жизнь безмолвию и молитве.

Известно и о путешествии старца Нила, хотя точные его даты пока установить не удалось. Последний раз, как отмечает Елена Романенко, он упоминается в монастырской грамоте 1471-1475 годов. Позже, в послании монаху Герману Подольному, Нил Сорский объяснил причины своего ухода: "Занеже не видятся ныне хранима жительства законъ Божиих по святых Писаниихъ и по преданию святых отецъ, но - по своихъ волях и умышлениих человѣчьскых".

"Серьезные конфликты в монастыре происходили в 1478/79 годах и летом 1483 года, - пишет исследователь. - Сказать определенно, с каким из них было связано "изшествие" Нила, не представляется возможным.

В дальние страны он отправился вместе со своим учеником Иннокентием (Охлябининым). В путешествии русские иноки, скорее всего, пользовались русско-греческим разговорником подобным тому или таким же, как тот, что находится в "Часослове" конца XV - начала XVI в.".

Этот словарь принадлежал некоему старцу Паисию из Троице-Сергиева монастыря и содержал примерно 2500 слов, словосочетаний или целых фраз. Разговорник, по мнению исследователя, является настоящей энциклопедией жизни русского путешественника. Позднее монах Кирилло-Белозерского монастыря Гурий с помощниками переписал жития, отредактированные Нилом, и сформировал два объемных агиографических сборника.

"Таким образом, тексты старца Нила предстают перед читателем, будто завернутыми в некую словесную ткань. Переписчик определенно преследовал цель сохранить от повреждения хранящееся внутри его сборников сокровище", - отмечает автор научной публикации.

Первым пунктом паломничества иноков Нила и Иннокентия стал Константинополь. Для русских монахов это был город преподобного Феодора Студита.

Следующей точкой паломничества стал Афон. Духовный опыт монахов Святой горы чрезвычайно интересовал русских паломников. Русские монахи наверняка побывали в лавре Афанасия Афонского, а также посетили пещеру отшельника Петра.

"Великая Лавра, созданная святым Афанасием, стала наиболее известным и влиятельным монастырем Афона. Состав ее братии традиционно оставался интернациональным. В первой трети XV века, задолго до прихода старцев Нила и Иннокентия, здесь трудились русские книжники, - сообщает исследователь.

На небольшом пространстве Афона Нил Сорский имел возможность наблюдать жизнь больших общежительных монастырей и встречать одиноких отшельников. Он выбрал для себя третий, средний, путь - скитское житие".

Существенным остается вопрос, посещал ли преподобный Палестину и Синай. Это было неблагоприятное время для паломничества в данный регион. К концу XV века многие монастыри Иудейской пустыни были покинуты их обитателями под давлением различных внешних и внутренних причин, ученые называют это время "темным веком" в истории палестинского монашества.

Однако нашлось несколько косвенных свидетельств того, что Нил Сорский посещал Палестину. Например, есть сведения, что у сорского старца "в келье был крест большей, а в нем камень страстей Господних". А в завещании старец Нил передавал эту реликвию братии скита.

"Конечно, камень от Голгофы старец мог получить на Афоне и в Константинополе. Однако, учитывая стремление Нила Сорского ко всему подлинному, можно предположить, что он привез реликвию из Палестины", - пишет Елена Романенко.

Под впечатлением паломничества сложилась нестяжательная концепция великого старца, он сформировался как будущий настоятель своего скита. За ворота Кирилло-Белозерского монастыря старец Нил вышел простым, мало кому известным монахом. А по возвращении на Русь он основал скит и создал фундаментальную историю древнего монашества в житиях.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться