издается с 1879Купить журнал

Ученый: В Петрограде топливный кризис 1919 года обрел катастрофические масштабы

09 августа 2024

Начавшийся в годы Первой мировой войны в России топливный кризис, начиная с рубежа 1918-1919 годов стал приобретать катастрофические масштабы. Наличие огромной ресурсной базы нивелировалось техническим упадком системы коммуникаций, дефицитом рабочей силы и организационным хаосом.

Так выглядела Лиговская улица Петрограда в начале 1920-х годов.

Репродукция ТАСС

Так выглядела Лиговская улица Петрограда в начале 1920-х годов.

Об этом говорится в научной публикации, вышедшей в журнале "Ученые записки Новгородского государственного университета". Д.и.н, профессор Александр Рупасов из Государственного института экономики, финансов, права и технологий проанализировал причины, по которым усилия профсоюзных организаций в решении топливной проблемы оказались безуспешными.

"В Петрограде топливный кризис совпал с кризисом в сфере снабжения промышленности сырьем и населения продовольствием, - пишет ученый. - Возникшая ситуация создавала предпосылки для возникновения противоречий между городской администрацией, партийными властями и профсоюзными структурами".

По мнению исследователя, городские власти учитывали роль профсоюзов, но так как они не были способны на них влиять, то в профсоюзах видели своего соперника.

Разногласия обострились на фоне того, что городские власти приняли на себя все полномочия по распределению продовольствия и предметов первой необходимости, отодвинув от решения этой задачи профсоюзы. Противоречия проявились и тогда, когда профсоюзы попытались организовать отряды рабочих для работы на лесозаготовках и сплаве леса.

"В Петрограде топливный кризис в 1919 году приобрел катастрофические масштабы, - отмечает Александр Рупасов. - Ранее значительная часть дров поступала в город с севера Ладоги, но с приобретением Финляндии независимости эти поставки прекратились.

Перевозка дров по железной дороге, с учетом ее состояния, состояния паровозного парка и задействования его остатков для военных грузов, могла только в незначительной части покрывать потребности города в топливе".

Профсоюзные структуры Петрограда были готовы при определенных условиях оказать городским властям помощь рабочей силой на лесозаготовках, погрузке леса и сплаве.

На своем заседании 22 июля 1919 года исполком Совета профессиональных союзов признал необходимым организовать топливные отряды для погрузки и доставки дров в Петроград. Организацией топотрядов должны были заниматься входящие в совет отраслевые профсоюзы.

Топливная комиссия была сформирована на следующий день, в нее вошли 6 человек. Во главе каждого топотряда ставился выдвинутый Топливной комиссией уполномоченный. Однако уже неделю спустя стало ясно, что профсоюзы не спешат наполнять топотряды рабочей силой.

Затем организация лесозаготовительных и погрузочных работ была поставлена неудовлетворительно. Ситуация оказалась настолько плохой, что Топливная комиссия на своем заседании уже 15 августа постановила прекратить дальнейшую отправку топотрядов. Рабочих начали возвращать назад. Как результат - Топливная комиссия прекратила свое существование 23 октября 1919 года, не решив возложенные на нее задачи.

"Впрочем, ее неудача была во многом обусловлена нерасторопностью собственно петроградских властей. Попытки последних хотя бы частично разрешить топливный кризис, прибегая к услугам частных лиц, также результатов не приносили", - подытожил ученый.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться