издается с 1879Купить журнал

Опубликовано фото платья императрицы, о котором говорила вся Москва

13 августа 2024

Одним из самых посещаемых мест первых красавиц столицы в дореволюционной России была мастерская платья Бризака. Уже в 1904 году она получила звание поставщика Двора Александры Федоровны. Эксклюзивные вечерние наряды императрицы обсуждались в светских кругах и были эталоном моды. О тенденциях того времени рассказали историки Эрмитажа.

Вечернее платье "от Бризака", которое принадлежало Александре Федоровне.

Эрмитаж

Вечернее платье "от Бризака", которое принадлежало Александре Федоровне.

В 1880-е годы выходец из Лиона Август Бризак основал в Москве модный дом, ставший дочерним филиалом его французской компании. Главный магазин, занимавший четыре этажа и имевший парадный вход, располагался по адресу: Малая Конюшенная улица, дом 6.

В мастерской первое время закупалась знать, а позже место - с подачи Марии Федоровны - полюбилось императорской семье. Так к концу XIX века сформировались по-настоящему тесные связи между Бризаком и Двором. Начиная с 1896 года, мастерская начала непрерывно одевать Ее Императорское Величество.

В начале XX века наряды от Бризака стали все чаще появляться в гардеробе уже Александры Федоровны. Одной из изюминок являлось, например, бежево-золотистое вечернее платье. Оно сочетало атлас, тюль, кружево, шелковая нить, бисер, блестки и вышивка.

Мастерская на Конюшенной отличалась именно потрясающими послеобеденными и вечерними платьями - каждый наряд был щедро декорирован, согласно последним модным тенденциям. Увидеть Александру Федоровну в подобном туалете было тем удивительнее, что она не была поклонницей "роскоши и блеска". Так писала ее фрейлина Анна Вырубова, отмечая, что "камеристкам приходилось напоминать императрице о заказах новых платьев".

Вышивка с блестками широко применялась в начале XX века для украшения вечерних нарядов. Фото: Эрмитаж

"Она носила одно и то же платье годами, а в военные годы не заказала себе ни единой принадлежности туалета", - рассказывала фрейлина.

Также, по ее словам, государыня "жертвовала на благотворительные цели до такой степени, что часто оставалась без денег, когда действительно был нужен новый праздничный наряд".

В целом, императрица тяготела к строгим нарядам с консервативным кроем, которые вместе с тем подчеркивали фигуру. Подобные туалеты для нее создавались в мастерской Надежды Петровны Ламановой - одной из самых известных российских модельеров.

Ламанова, как и Бризак, одевала дам из самых высоких и богатых кругов московского общества: известных актрис, жен адвокатов, банкиров и промышленников.

Кстати, в магазине французского мастера был большой выбор и одежды для детей. Например, именно здесь закупались наряды для дочерей последнего императора. В мастерской были сшиты матроски, юношеские платья. Там же создавались манто и роскошные пелерины, которые носили девушки, когда подросли.

Вообще "предметы гардероба были похожи на настоящие произведения искусства, а носить платья "от Бризака" считалось честью", отметили в Эрмитаже.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться