Пустозерск был вычеркнут с географических карт России 60 лет назад. Тем не менее, он не исчез: спецкор "Родины" выясняла, что осталось от былинной столицы Печорского края.
…Воздушная подушка мягко "приседает" на песчаную отмель озера Городецкого - со старообрядцами-поморцами, прилетевшими в Заполярье со всей России, мы направляемся в первый город Русской Арктики - Пустозерск. Начиная с 1499 года, отсюда, из древнего заполярного форпоста страны, русские промышленники отправлялись покорять Новую Землю, Шпицберген и Сибирь. До XX века город оставался узловой станцией почтового тракта, связывающего Печорский край с Архангельском.
Принято говорить, что это исчезнувший город. Но исчез он только с карты. Там, под нашими ногами, заметены песком и "запечатаны" вечной мерзлотой 525 лет русской истории. Впереди, на взгорье - вырастающие из веков пустозерские кресты. А здесь у озера встречает сочно-зеленый травостой (в августе лето в Ненецком округе только разгорается).
Где-то рядом находятся и утраченные современниками "Аввакумовы пенышки" - так жители города называли место сожжения предводителя русского раскола протопопа Аввакума Петрова, отправленного на костер Пустозерска "за великие на царский дом хулы".
"Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" вошло в классику нашей литературы, а его автора считают родоначальником русской словесности - "первым на Руси заговорившего горячим и образным языком - не церковным, а народным".
"Боишься пещи той? Дерзай, плюнь на нее - не бойся!" Вместе с протопопом в апреле 1682 года в Пустозерске были сожжены и сподвижники - инок Епифаний, иерей Лазарь, диакон Феодор. Известно, что они были привязаны к устроенному для казни срубу.
- Когда сруб сгорел, от него остались пенышки (пеньки). Долгое время они почитались местными жителями как святое место. Даже после того, как от пенышек остались только ямки. Причем всех сожженных пустозерцы называли одним собирательным именем - "аввакумы". Отсюда и название места, - рассказала директор Музейного объединения НАО Елена Меньшакова. - В XX веке во время половодья крест, установленный на месте аввакумовых пенышек, снесло и координаты их были утрачены. Но известно, что находились они в стороне от городища - на лугу, ближе к реке.
…Поднимаемся на взгорье, стараясь держаться тропы. Каждый шаг вслепую может дорого обойтись: небывалое для Заполярья солнце плавит линзу мерзлоты, озеро вымывает вековые почвы, обнажает заброшенные ледники и погреба.
Наверху нас встречает восьмиконечный крест, на коем значится: "На сем месте 1928 отроду было 82 г. Покоится Тело гъ на Села Пустозерск Ивана Алексан. Кожевина скончался". Иван Кожевин - пустозерский крестьянин и сельский старшина. А еще - владелец сотен оленей, рыбных и зверобойных промыслов.
В сентябре 1894-го он спас английскую команду с норвежского коммерческого судна "Стернен", потерпевшего крушение в проливе Югорский шар. За подвиг получил две медали: русскую серебряную и английскую золотую. Дом его, а также большинство оставшихся в XX веке могучих срубов Пустозерска, были разобраны и перевезены в соседние населенные пункты Нижней Печоры - пустозерцы "сжимались" вокруг новой столицы округа. Древний город передал Нарьян-Мару дома и людей, но оставил себе самый нижний исторический ярус.
…Где же ты, первый арктический острог? Слева от крестов, внизу, там, где ветер тревожит сейчас "подвяленные" солнцем травы. Землянка протопопа прячется здесь в толще мерзлоты - археологи до нее не добрались. Известно только, что здесь, в бревенчатой четырехкамерной яме-тюрьме, "аввакумы" просидели 14 лет: связь с миром осуществлялась с помощью ведра, веревки и окна в потолке.
Сегодня увидеть тюрьму можно виртуально - в секторе НАО на выставке "Россия". Можно и вживую, но уже в Нарьян-Маре: музейный вариант ямы Аввакума создали старообрядцы Поморской общины.
Тем временем ее настоятель Александр Ляпунов ведет паломников дальше: в крестный ход сегодня отправились 20 российских старообрядцев. И это только кажется, что мало! За ежегодным событием Древлеправославной поморской церкви следят миллионы последователей протопопа, оставившие свои корни на Русском Севере.
Карта охватывает весь мир: по словам участника крестного хода, известного российского автогонщика Антона Мельникова, это около двух миллионов человек в Южной и Северной Америке, в Европе. И, конечно, в России: в Москве и Петербурге, Поморье и Поволжье, на Новгородчине, Алтае, Дальнем Востоке.
…Молитва у креста: пятиметровый символ пустозерских страдальцев вырезан из пижемской лиственницы и привезен сюда из Коми несколько лет назад взамен старого, подгнившего. Чуть поодаль - две часовенки, в одной из которых поморцы проводят службы. Обе они, как и крест, поставлены на средства древлеправославной церкви.
А в километре раскинулся еще один Пустозерск - палаточный: в нем живет сборная команда археологов и волонтеров из Московского архитектурного института и Северного (Арктического) университета, Нефтеюганска и Нарьян-Мара. Сейчас археологическая "служба спасения" пытается уберечь древнее городище от разрушения.
Главным хранителем культурного слоя Пустозерска была и остается вечная мерзлота, поэтому ученым удалось обследовать лишь малую часть городища. Но меняющийся климат нажал на педаль скорости - тепло сейчас все глубже проникает в почву, культурный слой вымывается в озеро. Поэтому с 2022 года началась консервация обнаженных в толще берега древностей.
- Археологи из Нефтеюганска под руководством Ивана Фролова специально для Пустозерска придумали методику тампонады - переотложенный грунт берется от уреза воды, заново просеивается и закладывается в мешки, которыми и проводится тампонада. Следующий этап - закрыть все геотекстилем, чтобы берег не разрушался далее, - поясняет нам Елена Меньшакова.
…Из древних бревенчатых срубов в береговой полосе за нами то и дело "подглядывают" века. Самые древние находки здесь датируются XVI веком. Тем временем студенты только что закончили вычищать найденный недавно старинный погреб: ножами вручную срезали дерн и траву, убирали рухнувшие перекрытия. Оказалось, стены и пол отлично сохранились! С помощью сетки от железной кровати археологи сейчас просеивают пустозерский грунт - котел веков, в котором эрозия сварила исторический суп (почва здесь оседает и слои из разных эпох смешиваются):
- Находим очень много костей животных, причем все они расколоты вдоль - это говорит о том, что из-за отсутствия витаминов люди использовали костный мозг, - объясняет археолог из Нефтеюганска Илья Горшков. - Нашли ложку для обуви, покрытую эмалью, а рядом - лодейные скобы XVII века, кованные гвозди всех времен и всех размеров. А главная находка - голландская курительная трубка с фрагментом мундштука.
Саша Елисеев из Нарьян-Мара сияет - это его заслуга. Голландцы раньше приходили в Пустозерск по торговым надобностям - меняли на пушнину и рыбу уксус, вино, табак. Кстати, на "пяточке" трубки оказалось клеймо, благодаря которому раритет можно будет атрибутировать.
А волонтеры тем временем извлекают из земли сплющенный медный котел. Или это сковородка, аналоги которой появились здесь еще в 400 лет назад? За последние пару лет на Городище удалось найти сотни монет, бусинок, пуговиц, предметов быта. А увенчивает сокровища ручка от сундука с изображением головы льва, держащего кольцо - нарышкинское барокко XVII века, символ былого расцвета Пустозерска!
Спасенные срубы древнего города музей-заповедник "Пустозерск" планирует эвакуировать в Нарьян-Мар, где их смогут увидеть все желающие. Но главные тайны Городища все еще там, под землей. Возможно, ждет своего часа и спрятанный в одном из древних подвалов оригинал "Жития" Аввакума, в которой есть и такие слова: "Не словес красных Бог слушает, но дел наших хочет".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем