издается с 1879Купить журнал

Карбас выдавило на лед: яхтсмены рассказали об экстремальном переходе к Мангазее

27 августа 2024

Команда энтузиастов Товарищества поморского судостроения совершила сложнейший переход по трассе Севморпути от Архангельска до Сибири: экспедиция прошла под парусами и без мотора на карбасе "Матера", сшитом вицей на архангельской верфи. Спецкор "Родины" выяснила подробности.

Мореходам пришлось пробиваться через плотную ледовую перемычку.

Вячеслав Мизин

Мореходам пришлось пробиваться через плотную ледовую перемычку.

Напомним, первый поморский карбас архангельские энтузиасты сшили вместе с журналистами "Российской газеты" и "Родины" семь лет назад, а затем прошли на нем по Белому морю до Соловков. Следующим этапом стало строительство новых поморских лодок и новая экспедиция - "Мангазейский морской ход". Ее финальной точкой путешественники выбрали исчезнувший с карты древний город Мангазею, построенный архангельскими поморами в начале XVII века.

Из Архангельска экспедиция вышла в июне на двух лодках: карбас сопровождал катамаран. В составе команды - девять яхтсменов, исследователей, художников. Путь пролегал через Белое, Баренцево и Карское моря, Канинский и Ямальский волок. А по дороге "Матера" превращалась в плавучий лекторий: путешественники останавливались в деревнях и селах Арктики, проводили встречи с местными жителями, рассказывали об истории северного судостроения и мореходства.

В конце прошлой недели главные трудности остались за кормой - путешественники вошли вначале в Обскую, а затем в Тазовскую губу и реку Таз, на которой раньше стояла Мангазея. Сейчас мореходы отдыхают в поселке Тазовском, а мы смогли связаться с руководителем экспедиции, шкипером Евгением Шкарубой.

Риск был непридуманным - в Байдарацкой губе Карского моря экспедицию затерло во льдах, семь дней подряд участникам экспедиции приходилось выходить на торосы и прокладывать путь баграми.

- Перед началом похода мы говорили про поморские технологии и умение плавать, но даже не предполагали, что придется пробиваться через плотную ледовую перемычку: карбас буквально выдавило на лед, - рассказал шкипер. - Целую неделю мы были заперты: лед то сходился, нагромождался, крушился, то "разжимался", открывая разводья и давая нам дорогу.

Наблюдать за этим было очень интересно: постепенно мы вошли в ритм стихии и начали ждать нужный момент. А все необходимое на борту имелось - бревна для волока и крюки. Нормального сна, конечно, у команды не было: час спишь, потом снова работаешь. Да и бесконечное летнее солнце спать не давало - мы перестали понимать, когда начинается день и заканчивается ночь.

Еды хватило на весь переход: путешественники готовили ее в специальных камбузных ящиках с газовыми плитами и посудой. А вот питьевую воду приходилось добывать на льду - черпать в лужицах, "выплавленных" солнцем на поверхности, или же греть снег.

- Самые трудные моменты - когда на солнце лед начал таять и мы стали проваливаться, то по колено, то целиком, - продолжает Евгений Шкаруба. - Но паники не было - только азарт. К тому же, команда у нас очень сильная и слаженная. А так как сушиться приходилось очень долго, делились сухой одеждой с теми, кто провалился. От постоянной сырости спасало и постоянное движение.

Одним словом, ход в Мангазею яхтсмены изучили во всех его проявлениях. Хотя поморы пробирались через льды на более крупных судах - кочах и шхунах, а не на карбасе, единственным укрытием от непогоды в котором остается только буйно (тент). Поэтому экспедицию можно считать практически первым в истории переходом на легкой лодке через тяжелые льды.

Путешественники шокировали даже "местных": Евгений Шкаруба рассказал, как на пробивание во льдах приплывал посмотреть один и тот же тюлень, лежбище которого находилось по соседству, а под киль карбаса на свободной воде то и дело подныривали киты-белухи.

А потомки поморов тем временем готовятся покорить жителей Москвы - карбас и катамаран они сейчас грузят на прицепы, чтобы автотранспортом отправиться в столицу: здесь в сентябре запланирована выставка "Технология открытий", посвященная проекту. Отметим также, что экспедиция "Мангазейский морской ход" состоялась при поддержке президентского Фонда культурных инициатив.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться