Андрей Платонович Платонов вошел в историю отечественной литературы как писатель, журналист, драматург, создавший свой уникальный, ни на кого не похожий слог. Он много экспериментировал с языком и манерой повествования. И эксперимент удался. С первых строк читатель точно знает - это Платонов.
Кстати, это не настоящая фамилия писателя, Платонов образовал свой псевдоним от отчества. Он появился на свет под фамилией Климентов. Произошло это 28 августа (16-го по старому стилю) 1899 года в Ямской слободе, недалеко от Воронежа.
Его отец Платон Климентов - дважды Герой труда - работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. Мать - Мария Лобочихина - была домохозяйкой. Андрей Платонович был старшим ребенком в многодетной семье. Жили небогато, поэтому уже в 13 лет Платонов, еще не закончив учебу в воронежском мужском четырехклассном училище, стал подрабатывать: занимался мелкой бумажной работой в губернском отделении страхового общества "Россия", трудился помощником машиниста на локомотиве. Параллельно писал стихи и прозу, которые посылал в местные газеты и журналы. Первые работы юного литератора, среди которых был рассказ под названием "Очередной", были опубликованы в конце 1917 - начале 1918 года. При этом уже с 1915-го Платонов узнал, что такое тяжелый физический труд. В это время он работал литейщиком на трубном заводе и изготавливал мельничные жернова в воронежских мастерских.
В 1918 году Платонов поступил в Воронежский университет на физико-математическое отделение, но вскоре перевелся на историко-филологическое. Через год начинающий писатель вновь сменил специальность и стал студентом электротехнического отделения Воронежского рабочего железнодорожного политехникума. Закончить его Платонову удалось только в 1921 году - помешала Гражданская война, во время которой Андрей Платонович в рядах Красной армии доставлял по железной дороге на фронт снаряды, а также с фронта в воронежские газеты отправлял заметки и публицистические статьи о коммунизме, революции и жизни в России.
В 1920 году Платонов, будучи членом Воронежского союза пролетарских писателей, принял участие в работе первого Всероссийского съезда писателей в Москве. В это же время он познакомился со своей женой - студенткой филологического факультета и будущей учительницей русского и литературы Марией Кашинцевой, с которой прожил всю жизнь. Мария стала секретарем мужа и его "литературным душеприказчиком".
Когда в Поволжье начался голод, Андрей Платонов устроился в Воронежское земельное управление. Он занимался мелиорацией - улучшал плодородие земель в губернии и всячески боролся с засухой. По его инициативе в окрестностях Воронежа построили несколько электростанций. Он выполнял не только организаторские функции, но и работал как инженер - лично составлял проекты технического оборудования.
Вскоре Андрей Платонов получил должность в Центральном комитете Союза сельского хозяйства и лесных работ и с семьей переехал в Москву. Однако спустя месяц с должности его сняли и позже приняли инженером-гидротехником в отдел мелиорации и водного хозяйства Народного комиссариата земледелия.
Осенью 1926 года Платонов в качестве мелиоратора был отправлен в командировку в Тамбов. Там писатель создал произведения, вошедшие в так называемый тамбовский цикл. Самым известным из них стала повесть "Епифанские шлюзы" (1927), рассказывающая о жизни и любовных переживаниях английского инженера Бертрана Перри. Так, уехав в Тамбов инженером, вернулся Платонов оттуда знаменитым писателем.
Конец 1920-х стал для Андрея Платонова временем больших творческих надежд. Сценарий по его рассказу "Песчаная учительница" (1927) получил положительные отзывы критиков. Писатель даже рассчитывал устроиться на работу в "СовКино". Но надежды не оправдались: на работу его не приняли, съемки фильма были отложены на долгие годы, а уже готовые к печати книги Платонова так и не были опубликованы.
Несмотря на все постигшие разочарования, Платонов продолжал увлеченно работать над двумя своими лучшими произведениями: социально-философским романом "Чевенгур" и повестью "Котлован". В них писателю удалось создать особый мир простых и суровых мужчин, наивно полагавших, что наградой за их каждодневный тяжелый труд станет абсолютное счастье. Платонов фактически продемонстрировал несостоятельность коммунистической утопии - этого ему простить не могли. И "Чевенгур", и "Котлован" будут напечатаны в СССР только в конце 1980-х усилиями дочери писателя Марии.
В начале 1930-х с Платоновым разорвали договор многие редакции. И даже публикация редактором журнала "Красная новь" Александром Фадеевым повести "Впрок" не стала для писателя началом светлой полосы в жизни. В произведении Платонов в сатирическом духе затронул болезненные вопросы первой пятилетки. В итоге, повесть раскритиковал сам Сталин.
После нескольких покаянных писем Платонова, в том числе обращенных лично к Вождю, "перевоспитание" писателя было доверено Максиму Горькому. Правда, их личной встречи так и не состоялось. Но Горький все же помог улучшить репутацию опального писателя. Он предложил отправить Платонова в коллективную поездку по Средней Азии, чтобы подготовить сборник к десятилетию образования Туркменской ССР.
Андрей Платонов побывал в небольших городах и селах Туркменистана, что вдохновило его на создание рассказа "Тыкар" о судьбе двух туркменских женщин. Произведение напечатали в сборнике "Айдинг-Гюнлер. Альманах к десятилетию Туркменистана 1924-1934" и журнале "Красная новь". В 1934 году Андрей Платонов был даже принят в Союз писателей СССР. Но критика в его адрес не прекратилась. Тем не менее, в 1937 году в издательстве "Советский писатель" вышла книга рассказов Платонова "Река Потудань".
А буквально через год семью писателя ждало новое потрясение. По обвинению в измене Родине и контрреволюционной деятельности был арестован его сын - 15-летний Платон. Юношу приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Два года писатель добивался освобождения сына. В конце 1940-го Платон был отпущен. Но дало о себе знать подорванное в лагере здоровье. Платона вскоре не стало.
Когда началась Великая Отечественная война, Андрей Платонов записался добровольцем. Сначала он был обычным рядовым, затем - военным корреспондентом "Красной звезды", но продолжал участвовал в сражениях. В газету Платонов отправлял заметки с поля боя, истории о героизме советских солдат, а параллельно еще писал художественные произведения. В это время вышли его "Рассказы о Родине", "В сторону заката солнца", "Броня", "Одухотворенные люди".
В конце войны Платонову присвоили звание майора, а в феврале 1946-го писатель был демобилизован по состоянию здоровья - прогрессировал туберкулез. Даже прикованный к постели Платонов продолжал работать. Он успел написать пьесу "Пушкин в лицее", а также семь киносценариев, несколько рассказов о детях и оригинальных сказок. В его пересказе вышли русские и башкирские народные сказки. Незаконченным остался роман "Счастливая Москва".
Андрей Платонов был не только писателем и инженером, но и изобретателем. Среди принадлежащих ему изобретений: устройство для поддержания напряжения в сети постоянным при переменном числе оборотов генератора, прибор для нанесения плана по данным тахиметрической съемки и дальномер. Любовь к технике повлияла и на литературное творчество Платонова. Часто он описывал людей как механизмы и наоборот - механизмы как живых существ.
Андрея Платонова не стало 5 января 1951 года. Похоронили писателя в Москве, на Армянском кладбище.
Очень точно об Андрее Платоновиче сказал его современник - писатель, критик и литературовед Виктор Шкловский: "Платонов - огромный писатель, которого не замечали, - только потому, что он не помещался в ящиках, по которым раскладывали литературу".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем