Ольга Папина - репортажный фотограф из Волгограда, когда-то давно "в другой жизни", работала в горадминистрации, но душа к работе чиновника не лежала. В 2012 году увлеклась фотографией. Окончила курсы. Много и плодотворно работала. Сейчас активно делится своим опытом, преподает фотоискусство.
Но фотографов много, а в Эрмитаже экспонируются единицы. На недавней выставке "Диалог культур" в главном музее страны была представлена серия работ Ольги Папиной о пожилых людях, которые остались одни и живут в глубинке.
"Я снимаю про обычных людей, которые остались жить одни, и исследую тему одиночества и уходящей натуры. Каково это, когда все умерли? Чем человек живет в старости? Что позволяет ему находить радости и силы жить? - поделилась с корреспондентом "Родины" Ольга Папина. - Я уже десять лет в фотографии, и за спиной множество побед. Но то, что мои работы были в Эрмитаже, конечно, очень радует. Мой сын сказал: "Мам, ты представляешь, твои работы в одном здании с Рембрандтом, Леонардо да Винчи, Ван Гогом и Мане!"
Пропуском в Эрмитаж стала победа во Всероссийском фотоконкурсе, где работа Ольги на тему "Люди России" заняла 1-е место. На фото - бабушка Надежда Яковлевна и ее кошки - героиня фотопроекта о пожилых людях.
Вообще прекрасных проникновенных портретов пожилых людей у Папиной много. Эмоции, переживания, человеческие истории - все это художница тонко передает в фотографии.
С героями знакомится во время фотосессий, и каждый из них раскрывается по-своему. С некоторыми из них фотограф поддерживала связь и делала ни одну фотосессию. К примеру, пожилые супруги - обоим за девяносто, вместе они с первого класса. С ними Папина создала серию работ "Любовь с первой парты".
Но не только остросоциальную тему одиночества стариков препарирует Папина в своем творчестве. Интересны ее серии работ в храмах. Здесь тонкая игра тени и света, которую фотограф подсмотрела в работах классиков живописи: Василия Пукирева, Николая Ге, Фирса Журавлева.
"Я, как и все, снимала все подряд, но всегда хотелось создать что-то неповторимое, уникальное. Съемка в храме раньше была как съемка детского дня рождения: со вспышкой и очень яркая, - рассказала Ольга Папина. - Потом я пересмотрела взгляды. И теперь для меня вспышка - табу. Помимо того, что она убивает все тени и контраст, так еще и отвлекает от таинства.
Для меня храм - это тишина, а фотография в нем - на 80 процентов репортажная съемка. Фотографу нужно уметь ждать, видеть свет, компоновать кадр и при этом слиться с пространством и стать невидимым. Я снимала крещение в Армении и Грузии. У них совсем другие храмы. Они аскетичные, и окна находятся сверху, что создает интересную игру света и тени".
Папина сняла более 500 обрядов крещения, постепенно нарабатывая авторское видение, делясь своими секретами в сообществе фотографов-единомышленников.
Сейчас она работает над новыми проектами: "Лики и лица", "Рука об руку" и "Люди Волгограда".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем