Историк из США Лиза Фейгин Дэвис в своем блоге Manuscript Road Trip опубликовала мультиспектральные изображения манускрипта Войнича, благодаря которым удалось различить тексты, не видимые невооруженным глазом.
Как сообщает исследователь, мультиспектральная съемка - это способ получения цифрового изображения с использованием невидимых длин волн, таких как ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Этот метод крайне полезен при изучении средневековых рукописей, так как такая съемка позволяет сделать видимым выцветший или стертый текст, который не увидишь невооруженным глазом.
Рукопись Войнича была написана при помощи средневековых чернил, насыщенных железом. Это позволяет чернилам "вгрызаться" в поверхность пергамента, и когда чернила соскребаются или выцветают, текст становится невидимым.
Однако молекулы чернил сохраняются, и ультрафиолетовая съемка их выявляет. Проведенное сканирование рукописи Войнича помогло раскрыть некоторые ее секреты. Всего данным способом было изучено 10 страниц рукописи, причем сделано это было еще в 2014 году. Только 10 лет спустя исследователи обнародовали первые результаты.
Наиболее захватывающим из них оказалась визуализация первой страницы, на которой, на правом ее поле, были выявлены буквы и символы, написанные в три параллельных столбца. Кстати, ранее исследователи подозревали, что на этой странице есть невидимые буквы, но говорили только об одном столбце.
Расшифровка показала, что буквы представляют собой латинский алфавит, причем на странице присутствует как минимум два варианта этого алфавита. Рядом с ними в третьем столбце начертаны так называемые символы Войнича - дело в том, что рукопись написана на неизвестном языке, она пестрит неизвестными науке символами, поэтому ее до сих пор не удалось расшифровать. Хотя различные варианты расшифровки вот уже более века предлагаются регулярно.
"Являются ли эти алфавиты ранней попыткой расшифровать рукопись? - задается вопросом Лиза Фейгин Дэвис. - Возможно. Два латинских алфавита написаны тем, что палеографы называют "гуманистическим почерком", то есть стилем письма, разработанным гуманистами, такими как Петрарка и Боккаччо в Италии в XIV веке, и использовавшимся по всей Европе в течение нескольких сотен лет".
Исследователь тщательно сравнила эти буквы с почерками всех тех людей, кто был связан с рукописью в XVI и XVII веках, включая Карла Видемана, Леонарда Раувольфа, императора Рудольфа II, Якоба Синапиуса, Георга Бареша, Маркуса Марци и Афанасия Кирхера. Однако идентифицировать в них автора алфавитов не удалось. Тем не менее, рукопись Войнича раскрыла один из своих секретов.
Отметим, что этот таинственный артефакт косвенно связан с Россией. Имя его создателя неизвестно, рукопись была названа в честь Вильфреда Михаила Войнича, уроженца города Тельши Ковенской губернии Российской империи.
Он окончил гимназию в Сувалках, работал в Гродненской аптеке, обучался в Московском университете и состоял в организации "Народная воля", за что был арестован и сослан в ссылку в Иркутск.
Войнич сумел сбежать по пути в ссылку, долгим и трудным путем добрался до Лондона, где женился на Этель Лилиан Буль, принявшую его фамилию и написавшую роман "Овод", который пользовался большим успехом у советских читателей.
В Лондоне Войнич стал антикваром и в 1912 году приобрел рукопись у неизвестного человека. Кстати, первым скрытую надпись обнаружил сам Войнич.
"Когда я привез рукопись в Америку, поля первой страницы выглядели пустыми, но случайность фотостатической репродукции этой страницы выявила тот факт, что недодержка пластины выявила выцветший автограф на нижнем поле. На поля были нанесены химикаты…", - писал он в 1921 году.
Спустя столетие современные методы цифрового анализа подтвердили предположение Войнича. Но полностью раскрыть тайну манускрипта пока не смогли.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем