43 года ждала свои образы Кенозерская часовня в селе Рыжково, имеющая уникальное двойное посвящение - во имя Введения Божьей Матери во храм и Рождества Иоанна Предтечи. В 1981 году "небеса" и иконостас часовни были вывезены экспедицией Соловецкого музея-заповедника на реставрацию в Ленинград.
Сейчас Кенозерский национальный парк включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1992 году первый директор Кенозерского национального парка Елена Флегонтовна Шатковская смогла вернуть часть вывезенных в советское время икон в музейный фонд заповедной территории. Сейчас в иконостасе часовни в Рыжково установлены фотокопии, а подлинные отреставрированные иконы находятся в музейном фонде Парка, в необходимых условиях хранения.
В 2010-м в заповедник неожиданно вернулась храмовая икона на сюжет Введения Богородицы во храм. Жительница села Рыжково Гаюна Матвеевна Некрасова передала образ в музейный фонд и рассказала, что с 30-х годов, когда в закрытой часовне было устроено зернохранилище, "небо" и иконостас оставались на своих местах, а икону Введения Богородицы во храм жителям удалось забрать. По рассказам Гаюны Некрасовой, икона переходила от семьи к семье, из дома в дом, и чаще всего икону прятали на чердаках домов - там, где условия для сохранения образа были наиболее подходящими.
Часовня в Рыжково построена в начале XIX века, а иконостас в ней формировался в течение всей жизни часовни. Это был многоэтапный процесс: первые иконы - ровесники часовни написаны в самом начале XIX века старообрядцами. Примерно в середине XIX века появляется ещё несколько важных икон.
Знаковый для Кенозерья иконописец Фёдор Иок, кисти которого принадлежат "небеса" в четырёх часовнях, в том числе в Никольской часовне деревни Вершинино, вероятно работал и в часовне в Рыжково. Исследователи полагают, что Иок работал здесь и как иконописец и как реставратор.
"Следы работы Иока в 1880-х годах прослеживаются и их можно трактовать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Он написал для часовни две иконы "Избранные святые". Обе стоят в иконостасе: одна - копия, другая - подлинник. А что не очень хорошо: самые древние иконы, написанные старообрядцами в 1801 году, Фёдор Иок, поновляя, закрасил синей густой масляной краской. Это иконы "Богоматерь Тихвинская", "Николай Чудотворец" и "Вседержитель на престоле". А ещё он переписал лики у некоторых икон. С другой стороны, в 60-70 годах XX века началось разграбление кенозерских часовен - и можно сказать, что Фёдор Иок, несколько обесценив эти иконы, спрятал их от злого глаза. Иконы находились несколько лет на реставрации в Санкт-Петербурге", - приводит "Правда Севера" слова главного хранителя музейных фондов Парка Анна Анциферова.
Возможно, Фёдор Иок работал в то время, когда в часовне деревни Рыжково появилось "небо" из 14 граней. Интересно, что за 130-140 лет своего существования это "небо" не утратило яркости и первозданности. Его не намывали перед праздниками, как делали в других часовнях, и никогда не реставрировали.
Интересно, что, когда в часовне появилось "небо", конструкцию рам и иконостас перестроили, нарушив канон: в центральной части он стал двухъярусным, а по краям - трёхъярусным. Самые почитаемые иконы "Николай Чудотворец" и "Макарий Желтоводский Унженский" стали центральными.
"Теперь мы видим, какой он был, какие взгляды и мировоззрение были у местных жителей, что для них было важно, а что второстепенно. Историю деревни Рыжково можно увидеть через её иконостас. То, что рамы и иконы установлены с нарушением всех канонов - это проявление свободы мысли. И мы принимаем это решение кенозёр, потому что уважаем прошлое и не имеем право вторгаться в него", - сказала руководитель Кенозерского национального парка Александра Вячеславовна Яковлева во время первой экскурсии, состоявшейся в обновлённой часовне.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем