издается с 1879Купить журнал

"Шаляпин", "Коровин" и "Серов" сварили уху под Ярославлем

17 сентября 2024

В музее-даче первого русского импрессиониста Константина Коровина в деревне Охотино близ Переславля-Залесского прошел седьмой фестиваль "Искусство жить на даче", в этом году посвященный теме дачной еды.

Самовар с драконом

Столько народу сразу этот скромный бревенчатый дом, который энтузиасты начали возвращать из небытия и восстанавливать в 2015 году, а также поляна возле него не видели, наверное, никогда.

Аншлаг обеспечили необычайно теплая и сухая для середины сентября погода, "энергетика местности", полюбившейся в свое время художникам Константину Коровину, Валентину Серову, Сергею Виноградову, звезде оперной сцены Федору Шаляпину, писателю Максиму Горькому, другим гостям усадьбы. И, конечно, сама программа фестиваля, которая наверняка пришлась бы по вкусу всем перечисленным гениям: отдыхать и наслаждаться простой деревенской едой они умели.

"Проезжали мимо погоста, заросшего березами, где на деревянной церкви синели купола и где Шаляпин в овощной лавке накупил баранок, маковых лепешек, мятных пряников, орехов. Набил орехами карманы поддевки и всю дорогу с Серовым их грыз", - пишет, к примеру, в своих воспоминаниях Коровин.

В сентябрьском Охотине-2024 тоже можно было угоститься пряниками и даже узнать тайны пряничных духов, напиться чаю из 15-литрового турецкого самовара с трубой в виде дракона (ее для переславского музея истории самоваров смастерили местные умельцы), побеседовать с историками и филологами о "Меню бездельников, заботящихся об удовольствиях", о дачных традициях московского купечества, еде как искусстве и вкусовых предпочтениях Коровина и Шаляпина (и даже посмотреть соответствующую театральную постановку), заглянуть в "Бюро дачных рецептов", отведать "Литературного варенья", которое на фестивальной поляне варилось в латунном тазу прямо на глазах у публики.

Культурная программа фестиваля. Фото: Элина Труханова/РГ

Какой характер у черноплодки

- Попробовать дадите? Когда? А из каких ягод варите? - живо интересовались любители сладкого. Наверняка и сто с лишним лет назад варенье на даче в Охотине варили, потому что ну какая же дачная жизнь без варенья! Тем более, что сад возле дома Коровина был, и там росли яблони, вишни, малина. В своих рассказах художник-литератор (а Коровин в эмиграции написал сотни рассказов) упоминает, например, варенье из райских яблочек.

Желающие продегустировать свежесваренный ягодный микс из клубники, алычи, черноплодки, вишни, смородины, листочков мяты ("из всего, что выросло летом"), в ожидании, когда варево дойдет до кондиции, даже подискутировали с авторами проекта Светланой и Олегом Колесниковыми о том, какой у каждой ягоды характер.

И сошлись на том, что малина - страстная, клубника - кокетливая, смородина - озорная, черника - скромная, вишня - загадочная, алыча - дерзкая, а черноплодка и вовсе - скрыто-нагловатая. Все вместе в тазу эти дары лета, однако, так славно уварились, что дегустаторы только причмокивали языками.

По традиции у дома, на поляне, на берегу реки Нерль творили художники. Около семидесяти живописцев всех возрастов - от начинающих до маститых - приехали сюда на пленэр из Москвы, Александрова, Таганрога, городов Ярославской области. Стоя и сидя, в том числе и на траве, они писали натюрморты и пейзажи, которые потом оценивали жюри и зрители.

Свежесваренный ягодный микс из клубники, алычи, черноплодки, вишни, смородины, листочков мяты. Фото: Элина Труханова/РГ

Рыба в марле

Но гвоздем программы стала, конечно, уха. Поскольку Коровин, Серов и Шаляпин рыбалку чрезвычайно уважали и любили, без блюд из рыбы "вкусный" фестиваль обойтись просто не мог. Хотя рыбаком Федор Иванович был, в общем, своеобразным.

"Полюбилось ему (Шаляпину - прим. Ред.) и на рыбную ловлю на мельницу ездить, но, если рыба скоро не брала - скучал он, и посмотришь, уже спит Федор Иваныч, голова в тени - в тальнике, а могучая его фигура раскинулась на песке. Все же потом, побывав на гастролях в Англии, привез он оттуда замечательные удочки и всякие рыболовные снасти и всегда ездил с ними на омут, когда приезжал в деревню...", - вспоминал художник Виноградов.

А Коровин на рыбалке однажды просто сбежал от Шаляпина - спрыгнул с лодки посреди реки. Как он рассказывал в воспоминаниях, друг неожиданно запел: "Вдоль да по речке..."

"- На рыбной ловле не поют, - сказал я.

Шаляпин, закидывая удочку, еще громче стал петь:

- Серый селезень плывет...

Я, как был одетый, встал в лодке и бросился в воду. Доплыл до берега и крикнул:

- Лови один.

И ушел домой.

К вечеру пришел Шаляпин. Он наловил много крупной рыбы. Весело говорил:

- Ты, брат, не думай, я живо выучился. Я, брат, теперь и петь брошу, буду только рыбу ловить...", - описывал забавное происшествие на рыбалке Коровин.

Точных сведений о рецептах, по которым друзья варили уху, нет, но очевидно, что это были разные местные вариации. Кроме того, Константин Коровин и Валентин Серов в девяностые годы XIX века ездили в творческое путешествие на русский Север и, естественно, могли какие-то рецепты привезти из более северных регионов.

Кроме того, в своей книге "Моя вкусная опера" Любовь Казарновская упоминает, что Шаляпин восторженно отзывался о так называемой тройной ухе. Мол, "такой тройной ухи, как на Волге, не едали ни Витте, ни прочие в лентах и орденах".

Потому и варили в Охотине в этот раз уху тройную по-царски, речную рыбацкую и финскую. А делали это условные "Шаляпин", "Серов" и "Коровин" - волонтеры Дмитрий Пархоменко, однофамилец художника Андрей Серов и Алексей Туфикчи.

Казаны, правда, оказались не столь велики, чтобы угостить ухой всех приехавших на фестиваль, но участники благотворительной лотереи (средства от нее пойдут на воссоздание сада за домом-дачей), получавшие в качестве приза стаканчик для ухи, блюдо точно отведали.

Причем некоторые наблюдали за гастрономическим действом от начала до конца, а уж когда с края поляны, где оно происходило, потянуло зазывными ароматами, зрителей на других площадках стало заметно меньше. Уха речная рыбацкая варилась здесь из судака и сома, финская - из чехони. Самая сложная и долгая - царская. Ее делают поочередно из трех видов рыб: мелкой - окуня, карася или плотвы, потом щуки или речной форели и в конце добавляют самую благородную рыбу - осетра или стерлядь. Да еще и водочки в финале в бульон подливают. Осетровых, к сожалению, не добыли, поэтому тройную "Серов" готовил из мелкой рыбы, щуки и сома.

Варили в Охотине в этот раз уху тройную по-царски, речную рыбацкую и финскую. Фото: Элина Труханова/РГ

Быстрее всех сварилась уха речная рыбацкая (ее поручили "Шаляпину"), потому что в готовый бульон со специями и овощами рыба закладывается сразу вся. А вот в тройной по-царски мелкая рыбешка долго варится отдельно, причем в марле, чтобы не засорить бульон мелкими костями, после чего она выбрасывается и в том же бульоне, опять в марле, готовится более ценная рыба, но уже не выкидывается, а очищается от кожицы и костей. И только рыба "третьего уровня" закладывается свободно.

Чехонь в финской ухе "Коровин" варил тоже в марле: потом сваренная рыба очищается от костей и возвращается в бульон. Кстати, перед этим отдельно обжаривается морковь с луком, которые после опускания в казан делают уху просто солнечной.

В конце в финскую уху, ко всеобщему восторгу, "Коровин" добавил сливки, и в результате самой красивой получилась, конечно, она.

"Ого! Красотища! Надо запомнить!" - восклицала публика.

Но отменно вкусными были все. Причем "Шаляпин" для большего аромата в своей ухе несколько секунд подержал вытащенную из печки головешку. Проделывал ли такое в свое время великий оперный певец, неизвестно, но ему бы наверняка понравилось.

- Замечательная уха! - оценил блюдо от "Шаляпина" житель Ростова Великого Сергей. Добавив, правда, что немного водки в бульоне и здесь бы не помешало. - Я ростовчанин, живу на озере Неро, мы с детства варим уху из трех видов рыб, и вот эта уха очень похожа на нашу. А если водочки в нее добавить - будет вообще-то, что нужно. Она придает бульону прозрачность.

По традиции у дома, на поляне, на берегу реки Нерль творили художники. Фото: Элина Труханова

Кстати

В этом году фонд имени Коровина "Спасем вместе" получил президентский грант на реализацию проекта "Охотинский рай Константина Коровина. Аллегории дачного сада" - благоустройство территории за домом-дачей, где при жизни художника располагался сад. До начала работ там были настоящие джунгли.

По словам вице-президента фонда Натальи Булах, волонтеры этим летом уже дважды приезжали в Охотино на субботник.

- Наша цель - не просто вернуть саду прежнюю красоту, но через него передать историю жизни и творчества великого живописца", - поделилась планами Булах.

К слову, при содействии руководителя творческого объединения "Палитра возможностей" Екатерины Чудайкиной волонтеры даже нарисовали картину будущего сада Коровина - "Сада с чистого листа". Первый этап проекта планируется завершить в мае 2025 года организацией зеленой фотозоны, созданной по мотивам картин Константина Коровина.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться