Интересный аналитический обзор появился в свежем выпуске журнала "Социальные и гуманитарные науки". Его провела Дарья Петрухина из Института научной информации по общественным наукам РАН. Она проанализировала историю и современную жизнь неприкасаемых.
Темой исследования российского ученого стала социальная структура индуистских обществ стран Южной Азии. Автор работы отмечает, что она с древних времен основана на кастовой системе, тесно связанной с религиозными воззрениями индуистов.
"Однако даже те народы, которые по мере исторического развития приняли другие религии, продолжают следовать кастовым обычаям, - следует из публикации. - В этой ситуации представители самых низких каст - неприкасаемые - подвергаются социальной изоляции и систематической дискриминации".
По словам автора, в индуизме практически нет никаких механизмов перехода в более высокие касты. Поэтому неприкасаемые лишены возможности поднять свой социальный статус, что отрицательно влияет на их идентичность.
"Современные теоретические и практические исследования показывают, что, несмотря на тот факт, что неприкасаемые до сих пор считаются малоценными членами социума, современные технологии и международные связи дают им возможность бороться за свои права и свою идентичность", - отмечает вместе с тем историк.
Деление на касты происходило постепенно в течение периода Ригвед (1500-1000 годы до н.э.). Вначале появились касты брахманов, кшатриев и вайшьев, к концу периода к ним прибавилась каста шудр. Из последней затем и выделились "прикасаемые" и "неприкасаемые".
В I тысячелетии до нашей эры касты уже полностью соответствовали социальному расслоению. Так, выделился религиозный класс - брахманы. Кроме того, появились управленческий класс - кшатрии, экономический класс - вайшьи и обслуживающий класс - шудра.
"Примечательно, что касты как социокультурный феномен сохранились даже у тех народов, которые в течение своей этнической истории перешли в другие религии (телугу в Индии, бенгальцы в Бангладеш и др.)", - следует из исследования.
В доколониальные времена в брахманской литературе встречалось большое количество унизительных для неприкасаемых наименований: "нечестивые", "грязные", "незаметные", "низко-рожденные", "неприближаемые" и т.п. Часто их называли просто по географическому месту расселения или основному занятию.
"Эти идентичности были сконструированы высшими кастами и не имели никакого отношения к самосознанию неприкасаемых, - считает автор работы. - Поскольку основным смыслом жизни неприкасаемых считалось служение другим, представители этих каст жили как бы двойной жизнью ‒ для других и для себя".
Впоследствии кастовая система распространились по миру вместе с мигрантами из индуистских стран. В наши дни касты так и остались источником унижения для неприкасаемых, но с другой стороны они способствовали и созданию прочного сообщества единомышленников для борьбы за свои права.
"Современные исследования показывают, насколько прочно кастовая система интегрирована в индуистский социум и сознание практически каждого его члена, - пишет Дарья Петрухина.
Несмотря на уровень развития современного мира, на стратегии поведения людей по-прежнему влияет иерархия, сложившаяся более 3000 лет назад".
По ее словам, сегодня неприкасаемые имеют возможность покинуть узкий социальный круг и добиться успеха, однако для них это означает покинуть родину и отказаться от своих корней. До тех пор, пока не произойдут коренные изменения в сознании людей, неприкасаемые будут жить в противоречии между собственной идентичностью и отказом от нее.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем