издается с 1879Купить журнал

"Вся Москва кипела в торжественном восторге": 185 лет назад заложен храм Христа Спасителя

08:01

Впервые идею о том, чтобы построить в Москве храм в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года, высказал генерал Петр Кикин, сподвижник императора Александра I. Кикин хотел возродить древнерусскую традицию обетных храмов. Такие сооружения - в честь победы над противником и в память о погибших - в Москве уже возводились. Например, знаменитый собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного) появился на Красной площади в честь взятия Казанского ханства. А расположенный неподалеку от него не менее знаменитый собор Казанской иконы Божией Матери был построен в память о победе России в Московской битве 1612 года.

Екатерина Якушева

6 января 1813 года (25 декабря 1812 года по старому стилю) Александр I подписал Высочайший Манифест о строительстве храма во имя Христа Спасителя. Вскоре был проведен открытый конкурс, в котором участвовали несколько десятков архитекторов. Среди них были и такие именитые зодчие, как Андрей Воронихин, Джакомо Кваренги, Василий Стасов.

Но победил проект молодого художника Карла Витберга. В плане храм был 240 метров в высоту - выше современного. А ради утверждения проекта художник даже перешел в православие. Местом для храма были выбраны Воробьевы горы, которые Александр I часто называл "короной Москвы". К тому же, путь к будущему храму должен был располагаться между Смоленской и Калужской дорогами к Москве - по одной из которых войска Наполеона вошли в город, а по другой его покинули.

Храм Христа Спасителя по проекту Витберга должен был выражать связь человека с Богом и состоять из трех ярусов: нижний ярус символизировал потусторонний мир и могилу, средний - жизнь, а верхний - божественный.

24 октября (12 октября по старому стилю) 1817 года - в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от французских войск - храм был торжественно заложен на Воробьевых горах. В церемонии участвовали более 30 протоиереев, около 300 священников и 200 диаконов, два хора певчих. Это была первая, но не единственная закладка храма Христа Спасителя.

Сначала стройка, которой руководил сам Витберг, шла энергично. Но у него не было практического опыта руководства такими серьезными проектами. И это сыграло против него - Витберг не вел должных учета и контроля и слишком доверял подрядчикам.

Строительство храма остановилось в 1825 году, когда на престол взошел император Николай I. Официальной версией была названа ненадежная почва на Воробьевых горах. Но спустя два года строительная комиссия была окончательно расформирована, а Карла Витберга и руководителей стройки обвинили в растратах и отдали под суд, который продлился целых восемь лет.

В итоге, по решению суда "за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне" причастных к делу оштрафовали на миллион рублей. А Витберга сослали в Вятку. Правда, ссылка его продолжалась недолго, впоследствии проекты художника использовались при постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.

А. Витберг. Проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.
А. Витберг. Проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Фото: ГИМ

Больше открытых конкурсов на строительство храма не проводилось. Николай I в 1831 году просто назначил руководителем проекта архитектора Константина Тона. Зодчий работал в русско-византийском стиле, близком императору. Николай выбрал и новое место на Волхонке, которая в то время называлась Чертолье. Находившиеся на выбранной площадке постройки были скуплены и подлежали сносу. Среди них был и Алексеевский женский монастырь, переведенный в Красное Село.

22 сентября (10 сентября по старому стилю) 1839 года состоялась вторая торжественная закладка храма Христа Спасителя уже на новом месте. Приурочена она была к празднованию 25-летней годовщины окончания Отечественной войны и взятию Парижа в марте 1814 года.

Празднование по этому случаю было не столь пышным, как на Воробьевых горах, но тоже вызвало интерес москвичей. Очевидец события писал: "Вся Москва кипела в торжественном восторге. Ясным солнечным утром жители стекались к месту торжественного церемониала".

В церемонии, которую возглавил святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, участвовал и император Николай I. В основание будущего храма он заложил крестообразную бронзовую доску с надписью: "В лето 1839, сентября 10 дня повелением Благочестивейшего и Самодержавнейшего Великого Государя императора Николая Павловича приступлено к исполнению священного обета, данного в Бозе почивающим императором Александром I, собственною Августейшей рукой императора Николая Павловича, за невозможностью воздвигнуть храм Христа Спасителя, по первому предположению, на Воробьевых горах, положен камень основания на сем месте для сооружения оного храма".

Также в этот день вручали медаль, отчеканенную специально к этому событию, с изображением окруженного сиянием Всевидящего Ока, годом - 1812 и надписью: "Не намъ, не намъ, а имени твоему".

Храм Христа Спасителя. 1927 г.
Храм Христа Спасителя. 1927 г. Фото: Аукционный дом "МАРКА - SHOP"

Строительство храма продолжалось вплоть до 1860-го. И еще 20 лет понадобилось для украшения, отделки, а также устройства набережной и площади. Над росписью храма Христа Спасителя работали Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Федор Бруни и другие мастера Императорской Академии художеств.

Торжественное освящение собора состоялось 7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня и в год коронации Александра III. На него были отдельно приглашены ветераны войны 1812 года.

Новый храм получился на славу. Высота его от основания до креста составила 103,5 м, толщина стен достигала 3 м 20 см. Только на позолоту куполов ушло 400 кг золота. А на мраморных досках в нижней галерее золотыми буквами были начертаны имена героев Отечественной войны 1812 года.

Такой фундаментальной постройки в московском церковном зодчестве еще не было. Храм был виден из любой точки города, а звон его колоколов был слышен и за его пределами. Но простоять грандиозному сооружению суждено было всего 48 лет.

И в связи с этим нельзя не вспомнить популярную городскую легенду, согласно которой Клавдия - игуменья того самого перенесенного на другое место Алексеевского монастыря - в знак протеста приковала себя к дереву и прокляла будущий храм. Предрекла игуменья следующее: "Сему месту быть пусту", ничего здесь не будет стоять дольше 50 лет, а будет одна большая лужа. Вряд ли такими проклятиями она разразилась на самом деле. Тем не менее, дальнейшая судьба главного собора страны сложилась далеко не лучшим образом.

В 1931 году храм Христа Спасителя был взорван. На его месте планировалось воздвигнуть другой "храм" - Дворец Советов - 495-метровый (150 этажей) зиккурат со 100-метровой статуей Ленина на вершине, символ новой эпохи победившего социализма. Но амбициозному проекту воплотиться в жизнь было не суждено. Его фундамент, в итоге, превратился в легендарный бассейн "Москва". А в конце 1980-х стали обсуждать вопрос о возвращении на это место храма. В январе 1995 года вновь был заложен фундамент храма Христа Спасителя. Уже в третий раз.

Современный храм Христа Спасителя - это далеко не только храм, а целый комплекс, в котором размещаются музей, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, технические и служебные помещения, смотровая площадка и даже подземная парковка с автомойкой.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться