Растение времен динозавров назвали в честь российского палеонтолога

23 сентября 2024

Новый вид назван в честь палеонтолога Томского государственного университета Степана Иванцова. Как пояснили в ТГУ, он не только внес большой вклад в организацию экспедиции, но и нашел самый полный экземпляр древнего растения.

Андрей Фролов из Института земной коры СО РАН и ученый ГГФ ТГУ Степан Иванцов.

Институт земной коры СО РАН

Андрей Фролов из Института земной коры СО РАН и ученый ГГФ ТГУ Степан Иванцов.

Описание нового вида представлено в журнале Acta Geologica Sinica (Q2). Авторы научной публикации - палеоботаники из Института земной коры СО РАН Андрей Фролов и Ирина Мащук.

Древнее растение было найдено во время совместной с учеными Томского государственного университета экспедиции в 2022 году. Окаменелость обнаружили на правом берегу реки Ангара к северу от Иркутска, в местечке под названием Суховский Мыс.

Растение ученые датировали ранним юрским периодом. Произрастало оно около 184 миллионов лет назад на территории Северо-Китайской провинции Сибирской палеофлористической области.

Новый вид получил название Ferganiella ivantsovii в честь палеонтолога ТГУ Степана Иванцова. "Мы решили не искать каких-то витиеватых латинских названий и назвать вид в честь коллеги из Томска, нашедшего редкий образец. Это нормальная, устоявшаяся в науке практика", - пояснил Андрей Фролов.

Ferganiella ivantsovii. Фото: Институт земной коры СО РАН

Из описания следует, что это было широко распространенное растение, которое, вероятно, являлось теплолюбивым. Произрастало оно в субтропическом и умеренно-субтропическом климатических поясах.

Это означает, что на территории современной Сибири порядка 180 миллионов лет назад царил более теплый климат. Вероятно, растение произрастало в период глобального потепления в начале юрской эпохи, а также в период кратковременной смены умеренно теплого климата на умеренно субтропический.

В ТГУ отмечают, что это лишь второй случай обнаружения раннеюрской флоры на территории России. Первая находка также принадлежит ученым из этого вуза, она была сделана в Иркутской же области, но в другом районе.

Кроме древнейшей флоры на севере Иркутской области в прошлом году были обнаружены окаменелые останки 24 рыб - ближайших родственников современных осетровых, панцирных щук и амий. Было найдено и большое количество остатков насекомых и филлопод - примитивных ракообразных.