издается с 1879Купить журнал

Установлено секретное оружие России в Первой мировой войне

24 сентября 2024

Любопытное исследование в свежем выпуске журнала "Воронцово поле" представила кандидат исторических наук Татьяна Филиппова из Института востоковедения РАН. Она изучила журналы "Новый Сатирикон", издававшиеся в 1914-1916 годах, и пришла к выводу о том, что отечественные журналисты 110 лет назад открыли свой собственный - сатирический - "фронт".

Историк отмечает, что произошло это в момент обрушения человечества в катастрофу Первой мировой войны. В дореволюционной России сатира занимала особое место. Тогда и появились первые сатирические комиксы - рисунки с подписями, при помощи которых при понятном ограничении гласности создавались новые, особые формы общения с читателем.

"Вместе с тем сатирический рисунок и текст всегда несли в себе мощный пропагандистский потенциал, эффективность использования которого напрямую зависела от таланта и "включенности" их создателей в актуальную политическую повестку. В годы Первой мировой этот факт проявил себя с особой силой", - пишет Татьяна Филиппова.

В качестве предмета своего исследования историк выбрала журнал "Новый Сатирикон". Он начал издаваться примерно за год до начала Мировой войны, но вскоре стал лидером отечественной сатирической журналистики.

Большую заслугу в этом автор публикации видит в работе блистательного состава редакции во главе с талантливым и энергичным Аркадием Аверченко, которые совместно создали то, что Татьяна Филиппова назвала "повседневным свободомыслием".

Типичная карикатура осени 1914 года. Фото: Новый Сатирикон. 1914. № 46. С. 2

"Умело преодолевая цензурные рогатки, новосатириконовцы - карикатуристы, фельетонисты, поэты-сатирики - взяли на себя в годы войны тяжкую миссию стихией смеха восстанавливать порядок в умах и душах читателей, разделяя с ними груз небывалых испытаний", - следует из научной работы.

Центральным объектом критики и главным образом врага сразу стал "германец", "немец". В журнале высмеивался обобщенный образ врага цивилизации и свирепого агрессора. Но, как отмечает автор, он был в значительной степени сформирован именно реалиями Первой мировой войны и новыми задачами пропаганды военного времени.

"Вынужденную новизну такого портретирования немца не раз подчеркивали исследователи, отмечая тот шок, который испытало с началом сражений в Европе русское общество, которому так не хотелось верить в реальность "немца" как откровенного и жестокого врага, - пишет Татьяна Филиппова.

Германская свинья-цеппелин с кайзеровскими усами становится ёрнической эмблемой поведения германских войск в Первой мировой войне. Фото: Новый Сатирикон. 1914. № 36. Обложка

Ведь по традиции оно привыкло воспринимать его как культуртрегера, просветителя, носителя европейской учености… С началом военных действий на подкрепление и углубление фобийной составляющей этого образа заработали все исторические архетипы "тевтонца", "германца-агрессора" как концентрированного воплощения "угрозы с Запада".

Критический настрой, актуализированный сатириками, подготовил читателей к восприятию образа "немца" как открытого врага и воплощение смертельной опасности для России.

В то же время "Новый Сатирикон" удачно иронизировал над беспомощностью и бездействием мирового сообщества перед ростом германских агрессивных настроений, хорошо подкрепленных военно-промышленной мощью державы Гогенцоллернов.

"Изображение германского кайзера, по ошибке захватившего на мирную конференцию в мае 1914 года вместо списка ее участников длинный счет за поставки оружия, вызывает скорее ироничную улыбку, но не возмущение (как это будет позднее)", - пример такого комикса приводит исследователь.

В целом же патриотический порыв в России в первые дни войны в журнале был отражен оптимистично: он представлял собой картину единства всех слоев русского общества, поданную на фоне аллегорической фигуры России-воительницы, могучей девицы в доспехах.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться