издается с 1879Купить журнал

Без рации и карт - героический перелет трех отважных женщин на крыльях "Родины"

25 сентября 2024

25 сентября 1938 года завершился беспересадочный авиаперелет Москва - Дальний Восток. За 26 часов 29 минут на самолете АНТ-37 "Родина" женский экипаж в составе первого пилота Валентины Гризодубовой, второго пилота Полины Осипенко и штурмана Марины Расковой покрыл расстояние в 6450 километров.

Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова (слева направо) перед полетом.

РИА Новости/Иван Шагин

Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова (слева направо) перед полетом.

Идея

Инициатива перелета принадлежала Гризодубовой. В октябре 1937 года она установила пять женских мировых рекордов высоты, скорости и дальности на спортивных легкомоторных самолетах конструкции А.С. Яковлева. И теперь решила побить женский мировой рекорд дальности полета, составлявший четыре тысячи километров и принадлежавший француженкам. Поскольку преодолеть большее расстояние можно было только на бомбардировщике, Гризодубова уговорила руководство доверить ей выполнение этой задачи, остановив свой выбор на дальнем бомбардировщике АНТ-37 и предложив назвать его "Родина".

В экипаж Валентина пригласила известную в то время летчицу Полину Осипенко и штурмана Марину Раскову.

Перелет

Ранним утром 24 сентября самолет стартовал с подмосковного аэродрома Щелково и взял курс на Комсомольск-на-Амуре, где готовилась торжественная встреча. Однако уже в самом начале полета начались непредвиденные сложности. Самолет попал в зону сплошной облачности и курс пришлось прокладывать по приборам. К тому же началось обледенение винта. Пришлось максимально увеличить обороты двигателя, что повлекло увеличение расхода топлива.

А за Уралом отказало радиооборудование. Связь с землей прервалась. Вскоре началось обледенение. Штурман Марина Раскова открыла форточку, чтобы очистить иней со стекол, но все полетные карты мгновенно выдуло за борт. Как вспоминала впоследствии Гризодубова, "наш самолет стал не только глухим, но и слепым. Поэтому мы с Полиной выдерживали курс чисто интуитивно. Больше всего я боялась уклониться вправо и пересечь государственную границу".

Самолет подняли до высоты в семь с половиной километров, где пришлось подключить кислородную аппаратуру. В полночь штурман Раскова по звездам определила примерное положение самолета и уточнила курс. Утром в разрывах облаков экипаж обнаружил, что полет проходит над Шантарскими островами в Охотском море. Полетное задание таким образом было выполнено, но сплошная облачность не позволила совершить посадку в Николаевске.

Речь Валентины Гризодубовой на митинге, посвященном встрече участниц перелета Москва - Дальний Восток. Фото: РИА Новости/Иван Шагин

Командир развернула самолет на 180 градусов, взяв курс на Хабаровск. И тут загорелась красная лампочка аварийного остатка топлива, которого осталось на полчаса полета.

Посадка

Гризодубова приняла решение садиться в тайге с убранными шасси и приказала Расковой прыгать с парашютом: подобная посадка смертельно опасна для сидящего впереди штурмана. На высоте 2300 метров Раскова покинула самолет.

Через 8 минут Гризодубова удачно посадила самолет на траву недалеко от сопки Юкачи, не долетев до Комсомольска 160 километров. Как позднее выяснилось, полет завершился на территории Кербинского района Хабаровского края. При приземлении лишь слегка погнулись лопасти винта. Гризодубова и Осипенко осмотрели самолет. Он был цел. Сразу же выстрелили из сигнального пистолета Марине Расковой. Но таежное эхо дезориентировало штурмана и Раскова двинулась в противоположном от места посадки направлению.

На долю Марины Расковой выпали главные трудности. Лишь с двумя плитками шоколада в карманах, она десять дней блуждала по горной тайге, преодолевала буреломы, тонула в болоте, ночевала на сырой земле. Все это время над районом летали поисковые самолеты.

Наконец 3 октября в 13 часов 30 минут летчик Михаил Сахаров обнаружил место посадки "Родины". На следующий день рядом приземлилась группа военных парашютистов, были сброшены продукты и теплая одежда. А 6 октября сюда добралась и Марина Раскова, сориентировавшись по кружащимся в небе самолетам.

9 октября Гризодубову, Осипенко и Раскову доставили в Хабаровск, где летчиц чествовал весь город. Отсюда по железной дороге экипаж Родины" отбыл в Москву. Вскоре все три летчицы первыми из женщин были удостоены звания Героя Светского Союза.

Судьбы

Валентина Гризодубова в 1939 году была назначена начальником Управления международных воздушных линий Гражданского воздушного флота СССР. Во время Великой Отечественной войны командовала 101-м авиаполком Авиации дальнего действия. После увольнения в запас работала в сфере авиационного приборостроения. В 1986 году стала единственной женщиной, удостоенной званий Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда. Умерла на 84-м году жизни, похоронена на Новодевичьем кладбище.

Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе утром 11 мая 1939 года во время учебно-тренировочных сборов на новом самолете УТИ-4 вместе с начальником главной летной инспекции ВВС РККА А.К. Серовым. Урна с прахом замурована в Кремлевской стене. После ее гибели дальневосточное село Керби переименовано в Полину Осипенко.

Марина Раскова в годы Великой Отечественной войны сформировала три женских авиационных полка, в том числе и прославленный 588-й ночных бомбардировщиков, получивший неофициальное название "Ночные ведьмы". 4 января 1943 года самолет Марины Расковой, следуя на фронт в сложных погодных условиях, разбился в районе села Михайловка Саратовской области. Урна с прахом летчицы замурована в Кремлевской стене на Красной площади.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться