Российская национальная библиотека (РНБ) оцифровала знаменитый "Хронограф", одно из наиболее популярных в Древней Руси сочинений о всеобщей истории от сотворения мира.
Как пояснили в РНБ, издание XVII века получило электронный образ и хранится в коллекции "Книжные памятники. Топ 100". Речь идет об издании из библиотеки Соловецкого монастыря "Хронограф и Лицевая Библия", представляющем собой массивный фолиант альбомного формата.
Уникальным этот сборник делает уже то, что в качестве иллюстраций к тексту в нем были использованы гравюры из голландского издания 1643 года, знаменитой Библии Пискатора. Издание включает в себя повествование о библейских событиях, римской и византийской истории в русском изложении.
"Лицевая Библия (Theatrum Biblicum) - увраж, выпущенный издательским домом нидерландских граверов Фишеров (известных под латинским вариантом фамилии - "Пискаторы"), - уточнили в РНБ.
Альбом, содержащий более 450 гравюр на сюжеты Священного Писания с краткими латинскими подписями, вышел в Амстердаме в 1639 году и выдержал несколько переизданий. Это произведение, над которым работали около 40 голландских художников, оказало огромное влияние на европейское искусство своего времени".
Лицевая Библия довольно быстро добралась до России. Популярность в нашей стране это издание стремительно набрало уже во второй половине XVII века. Причем оно, по мнению экспертов, оказало большое влияние на русских иконописцев того времени. Доходило до того, что некоторые элементы голландских гравюр из книги переносились в русскую традиционную иконографию.
"Наибольшее распространение в России получило издание Лицевой Библии 1674 года, - отмечают в РНБ. - По нему в конце 1670-х гг. монах Мардарий Ханыков создал стихотворный перевод латинских подписей к гравюрам.
Таким образом, Хронограф, написанный в 50-х-60-х гг. XVII века и включающий гравюры издания 1643 г., можно считать одним из самых ранних свидетельств знакомства русских читателей с альбомом Пискатора".
Эксперты отмечают и тот факт, что точных данных о месте создания оцифрованного издания нет, поскольку, увы, первые его листы оказались утрачены. А именно на них обычно стояла писцовая запись, сообщающая имя автора, год и место создания книги.
Известно лишь, что в книжную казну Соловецкого монастыря этот альбом попал не ранее второй половины XVIII века. То есть целое столетие до этого он кому-то принадлежал. Точное имя владельца пока не установлено, но одна из версий исследователей предполагает, что именно эта рукопись упомянута в описи книг, принадлежавших царю Федору Алексеевичу.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем