издается с 1879Купить журнал

Почему музыка на рогах так полюбилась русским государям

17:54

В музее Фаберже рассказали о необычном увлечении знаменитой питерской семьи Нарышкиных - уникальной роговой музыке. Моду на нее во время царствования императрицы Елизаветы Петровны ввел Семен Нарышкин.

"Группа музыкантов, играет русскую горновую музыку". Графика. 1807 г.

m.wikimedia.org

"Группа музыкантов, играет русскую горновую музыку". Графика. 1807 г.

В 1751 году Нарышкина назначили обер-егермейстером - заведовать императорской охотой. Он решил улучшить звучание грубых и немузыкальных охотничьих труб. Так родилась полевая русская музыка, не имеющая аналогов в мире.

Как уточняется в телеграм-канале музея, диапазон набора инструментов для роговой музыки состоял из двух октав, играли на них крепостные крестьяне. Оркестр звучал потрясающе - по тембру он напоминал орган. Это поразило императрицу и высшую российскую знать.

Портрет Семена Нарышкина. XVIII в. Фото: dubrovitsi.ru

Роговые оркестры стали очень популярными: два таких коллектива были организованы при царском дворе. А после примеру императрицы последовали и представители высшей знати - Строганов, Разумовский, Орлов, Потемкин, Шереметев.

Любовь к роговой музыке была и у бывшего владельца Шуваловского дворца (здесь как раз расположен музей Фаберже) Дмитрия Нарышкина. Семейная пара Нарышкиных принимала у себя высший свет Петербурга, а также членов императорской фамилии. Они давали красивые и масштабные балы и концерты. И особой популярностью у гостей дворца пользовались концерты роговой музыки. Их исполнял знаменитый оркестр Нарышкина, музыканты которого играли на вызолоченных инструментах.

Популярность роговой музыки упала во времена царствования Павла I. Но уже в 1801 году, после вступления на престол императора Александра I, она снова зазвучала при дворе. Личный роговой оркестр Александра I состоял из более чем 300 рогов.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться