издается с 1879Купить журнал

Иван Васильевич не меняет профессию

Представляем новый единый учебник "История России" для 7-го класса

Тех читателей "Родины", что прямо или косвенно связаны со школьным курсом истории, можно поздравить: к концу августа 2024 г. были готовы все единые учебники этого курса. К четырем пришедшим в школы в 2023-м учебным книгам для 10-го и 11-го классов в этом году добавились сразу девять единых учебников для классов с 5-го по 9-й.

Обложка учебника истории России для 7-го класса.

Обложка учебника истории России для 7-го класса.

История - самый интересный предмет

Новые учебники были представлены на пресс-конференции в ТАСС 30 августа 2024 г. Завершение школьной линейки исторических учебников ознаменовало собой выполнение поручения президента России, данного еще в 2013 г. В то время для каждого класса существовало где полсотни, а где и все 65 допущенных к преподаванию учебников истории, в последние годы это изобилие сузилось до трех основных линеек, и вот теперь готовы единые учебники. После апробации в пилотных школах и регионах они окончательно придут во все российские школы со следующего, 2025/2026 учебного года.

Авторы новых учебников все те же, что и прошлогодних - помощник президента РФ Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов и научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. Всего же над учебными книгами работала слаженная и профессиональная команда примерно в 50 человек. Сильная сторона новых учебников не только в содержании, которое высоко оценил внимательно прочитавший их все министр просвещения России Сергей Кравцов, но и в отпускной цене от издательства "Просвещение". По словам министра, если раньше учебники истории в мягкой обложке обходились школам примерно в тысячу рублей, то новые единые, причем с твердой обложкой, будут стоить без учета доставки в регионы 209 рублей. Почувствовать разницу можно и с учетом того, что общий тираж новых учебников истории составит 16 млн экземпляров - это явно больше, чем у всей вместе взятой псевдоисторической литературы, издающейся ныне.

По словам Владимира Мединского, новые учебники должны подтвердить его глубокое убеждение в том, что именно история - это самый интересный школьный предмет. Авторы единых учебников готовы и к тому, что в их адрес, как это уже было в 2023-м, обрушится вал критики с самых разных сторон - от лиц, признанных российским законодательством иностранными агентами до известных "интернет-патриотов". Но исторические периоды от древнейших времен до начала Первой мировой войны плохо располагают к огульному охаиванию в отличие от истории ХХ и XXI столетий из учебников 2023 г. Исчез и самый главный повод для нападок на учебники: в прошлом году кому-то казалось, что процесс еще можно повернуть вспять, и четыре новых учебника едиными все-таки не станут. Теперь, с появлением всей линейки учебных книг, поводов для собственного пиара становится гораздо меньше.

От Грозного до Федора Алексеевича

Теперь подробнее оценим новый единый учебник истории России для 7-го класса объемом 272 страницы1. Впору сравнивать его с последним по времени единым учебником для школьников этого возраста - "Историей СССР" для 7-го класса академика Милицы Васильевны Нечкиной. Сравнение будет весьма любопытным.

Характерно, что наполнение курсов отечественной истории для трех завершающих школьных лет, ныне это 9-11-й классы, осталось в целом тем же. В новых единых учебниках истории России для 9-го класса имеется небольшой хронологический сдвиг на первую четверть XIX столетия, изложение начинается с царствования Николая I. А вот учащиеся 6, 7 и 8-х классов получают возможность познакомиться с отечественной историей до 1825 г. включительно в гораздо более расширенном объеме, чем это было при советской власти, и при этом убедиться в том, что история - это предмет интересный, но при этом не признающий легковесных занятий и формулировок.

Единый учебник для 7-го класса охватывает чуть меньше полутора столетий отечественного прошлого от правления Ивана Грозного до царствования сына Алексея Михайловича Федора Алексеевича. Хронологически это 149 лет - с 1533 по 1682 г. Изложение разделено на три большие главы - "Россия в XVI в.", "Смута в России" и "Россия при первых Романовых". Здесь представлены уже известные читателям "Родины" по единому учебнику для 6-го класса новшества, в том числе симпатичный и обширный дополнительный материал "Учителю и ученику" с сайта "история.рф".

На престол - в трехлетнем возрасте

Символом России XVI в. был и остается Иван Грозный. Раньше ему не слишком везло под пером авторов учебников. У Нечкиной фигуры монархов были представлены нарочито тускло, хотя и "лица необщим выраженьем". Советскому семикласснику следовало твердо выучить обстоятельства прежде всего классовой борьбы в условиях "феодально-крепостнической системы". Центральными событиями отечественного прошлого при таком подходе становились закрепощение крестьян (надлежало запомнить Судебник 1550 г., и особенно Соборное уложение 1649 г.), а также восстания и бунты "народных масс". Главными героями учебника от Нечкиной были вожди повстанцев Иван Болотников, и особенно Степан Разин. Царям повезло гораздо меньше: после смерти Сталина увлечение вождя и авторов Иваном Грозным из учебников исчезло, будучи заменено не слишком внятными характеристиками первого русского царя.

Основные разделы учебника.

В итоге, окончив семь классов, школьник так и не получал четкого представления о личности и деяниях Ивана Васильевича. Интересующимся приходилось искать информацию на стороне: в библиотеке можно было взять "Князя Серебряного" А.К. Толстого, выдающийся фильм Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный" в кино и на телевидении показывали нечасто. И сложилось так, что с 1970-х гг. и по сей день вот уже более полувека в общественном сознании укоренился образ Ивана Васильевича, который меняет профессию, созданный в кинокомедии Леонидом Гайдаем и актером Юрием Яковлевым. И не только школьник, но и более взрослый зритель четко ухватывает в царской личности совсем не главное, к примеру, склонность киношного самодержца закусывать водочку килькой пряного посола.

Единый учебник 2024 г. выпуска дает совершенно иную картину личности и эпохи Грозного. Представленный в учебнике царь многогранен, начиная с кадра из первой серии фильма Эйзенштейна, где царь изображен ребенком на троне.

Вступивший на престол в трехлетнем возрасте вследствие нелепой случайности (причиной смерти его 54-летнего отца Василия III, как отмечается в учебнике, стал подкожный нарыв на левом бедре2), первый русский царь был личностью глубоко своеобразной, и авторы учебника это своеобразие высвечивают объективно и, по Тациту, без гнева и пристрастия. Школьники получают адекватное впечатление о причинах позднейших жестокостей Грозного через такой вот образ его раннего взросления: "Эпоха боярского самовластия наложила глубокий отпечаток на личность Ивана IV. Историк Василий Ключевский писал, что "от природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум".

Г. Лозинский. Московский Кремль в ХVI в. Фрагмент.

Однако с раннего детства Иван жил в обстановке придворных интриг, видел казни. Неудивительно, что маленький государь отличался подозрительностью... Опыт детства и юности привел его к мысли, что правитель должен обладать "грозой": сурово карать непокорных, не бояться расправ в отношении тех, кто вызывает подозрения. Так случилось, что в 13 лет он вынес свой первый смертный приговор. С подачи своих дядьев Глинских Иван приказал отдать псарям князя Андрея Шуйского"3.

Авторам удается избежать двух традиционных крайностей в изображении времени Ивана Грозного: рисования его радикально черной краской и прославления царя везде и всюду. Главные итоги правления Ивана Васильевича сформулированы в конце главы I учебника емко и одновременно объемно:

"Реформы, проведенные в начале царствования Ивана IV, способствовали укреплению верховной власти и централизации управления. Власть стремилась учесть интересы разных сословий, в России появились органы сословного представительства.

В. Васнецов. Иван Грозный. 1897 г.

Добившись заметных успехов на восточном направлении (присоединение Поволжья, Западной Сибири), страна была вынуждена оборонять свои южные рубежи.

В 1560-е гг. последовал отказ от курса реформ Избранной рады. Власть Ивана IV приобрела деспотические черты. Одним из орудий утверждения самодержавной модели власти стала опричнина... После смерти царя Федора Ивановича пресеклась царская династия Рюриковичей"4.

После такой информации можно смотреть и ироничное кино Гайдая, с ясным пониманием того, к чему относится ирония создателей фильма, а затем, если будет желание, и сложный фильм Павла Лунгина "Царь".

Несмутная Смута

Отдельная глава единого учебника для 7-го класса посвящена непростым, порой трагическим событиям Смуты. Авторам советских учебников было проще, там собственно Смуты почти не было, ее заслоняло восстание Ивана Болотникова.

В едином учебнике все акценты расставлены четко: "В начале XVII в. в России разразился глубокий кризис, обостренный иностранной интервенцией, названный современниками Смутой. Государство оказалось под угрозой потери национальной независимости. В эти тревожные отчаянные дни нашлась сила, которая взяла в свои руки дело спасения Отечества. Имя этой силы - российский народ. Спасая государство в Смутное время, народ обнаружил "такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно". Преодолению Смуты посвящен один из важнейших государственных праздников, ежегодно отмечаемый 4 ноября - День народного единства"5.

К. Лебедев. Избрание на царство Михаила Романова. 1912 г. Фрагмент.

При этом лакировки смутной действительности учебник не дает. Тяжелейшее испытание для российской государственности авторы не пытаются смягчить, не скрывая на фоне героев Минина и Пожарского ни фигур, присягнувших королевичу Владиславу, ни последствий продолжительной Смуты: "Россия и ее народ заплатили высокую цену за потрясения начала XVII в.: разорение, огромные людские потери, утрата территорий и выхода к Балтийскому морю"6.

Стенька Разин и княжна

Третья глава учебника для 7-го класса посвящена правлению трех первых царей из династии Романовых - Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Интонация учебника равновесно объективна: в нем находится место и царям, и бунтарям, и землепроходцам, идущим "встречь солнцу", и представителям сословий от дворян до крестьян, а в самом конце главы помещен симпатичный параграф "Мир человека XVII в.". И мир этот совсем не в некрасовском духе "Ты и убогая..., Ты и бессильная". Совсем наоборот: "XVII век породил человека подвижного, стремящегося к переменам, осознающего свое движение вверх по служебной лестнице как нечто естественное"7.

Московский стрелец. XVII в.

Школьники поймут, что Россия реформ Петра Великого появилась совсем не на пустом месте, это квалифицированное множество подвижных людей, которые появились раньше, в действительно судьбоносном для страны XVII столетии.

А подвижный человек многообразен, таковы и энергичные землепроходцы, и самые видные люди столетия - цари Алексей Михайлович и сын его Федор Алексеевич, патриарх Никон и пламенный протопоп Аввакум, и гетман Богдан Хмельницкий, и повстанческий вождь Степан Разин. Учебник ненавязчиво, но порой и неожиданно рисует их личностные портреты. Вот каков на самом деле Тишайший царь: "К имени Алексея Михайловича добавляют определение Тишайший, нередко считая, что прозвище - характеристика личности монарха. Но это ошибка. Тишайший - официальный титул царя, который существовал в титуле византийских императоров. Позднее в церковных службах тишайшими провозглашались все ближайшие преемники Алексея Михайловича, включая Петра I. Что касается самого Алексея Михайловича, то при всем благодушии и уравновешенности его никак нельзя признать смиренным. Он был разным, в том числе жестоким и властным. Но он, несомненно, желал быть "подателем тишины", поддерживая твердый порядок в государстве, столь желанный в "бунташном" XVII в."8.

Совсем не случайно на обложку учебника помещена картина киевского художника Михаила Хмелько (1919-1996) "Навеки с Москвой, навеки с русским народом" (1951), посвященная Переяславской раде 1654 г. Учебник объективно и исторически достоверно повествует о том, как и почему подвижный человек Хмельницкий сделал важнейший исторический выбор "о воссоединении земель Войска Запорожского (Малороссии) с Россией"9.

В. Суриков. Степан Разин. 1906 г.

Найдут семиклассники и ответ на вопрос, бросал ли Стенька Разин, как в песне, плененную им персидскую княжну "в набежавшую волну". Современная наука утверждает, что ни княжны, ни волны вообще не было, поэтические фантазии автора "Из-за острова на стрежень", хоть и прочно вошли в национальное самосознание, историческими фактами не подтверждаются: "Пушкин назвал Разина "самым поэтичным лицом русской истории". С его именем связано много легенд. Одна из них - о плененной и утопленной персидской княжне. Окончательную форму легенда приняла в песне "Из-за острова на стрежень", которую нередко называют народной, хотя сочинил ее во второй половине XIX в. поэт и фольклорист Дмитрий Садовников. Достоверно из письма к царю известно, что к казакам попал сын персидского флотоводца. О его сестре ничего не сказано"10.

Из этих фрагментов единого учебника для 7-го класса школьникам, а также их родителям становится ясно, что история - это совершенно точно самый интересный предмет. Хоть и непростой, с множеством нюансов.

  • 1. О новом едином учебнике для 6-го класса см. Родина. 2024. N 9.
  • 2. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 7 класс. XVI-XVII вв. М., 2024. С. 7.
  • 3. Там же. С. 11.
  • 4. Там же. С. 98.
  • 5. Там же. С. 99.
  • 6. Там же. С. 142.
  • 7. Там же. С. 241.
  • 8. Там же. С. 189.
  • 9. Там же. С. 211-213.
  • 10. Там же. С. 204.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться