издается с 1879Купить журнал

Проверена популярная гипотеза о канонизации чудотворца Авраамия

10:50

Журнал "Ученые записки" Новгородского госуниверситета опубликовал исследование, посвященное датировке канонизации преподобного Авраамия Галичского (Чухломского). В работе, в частности, была проверена популярная гипотеза знаменитого церковного историка конца XIX - начала ХХ века Евгения Голубинского.

Преподобный Авраамий Чухломский почитается как чудотворец и  просветитель Галичской земли.

azbyka.ru

Преподобный Авраамий Чухломский почитается как чудотворец и просветитель Галичской земли.

Преподобный Авраамий Галичский (Чухломский) почитается как чудотворец и просветитель Галичской земли. В период с XIII века по 1363 год это было самостоятельное княжество, а сейчас - район Костромской области. Преподобным были основаны четыре монастыря.

В литературе о преподобном Авраамии утверждается, что прославление этого святого состоялось на Макариевском Соборе 1553 года. Эту дату приводит в своем исследовании "История канонизации святых в Русской церкви" Евгений Голубинский, опубликовавший свое исследование в 1903 году.

Спустя 121 год гипотезу Голубинского проверила Ксения Дорофеева, научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В своей работе она пишет, что гипотеза Голубинского была основана на имеющем лакуну тексте святцев в рукописном сборнике XVI века.

"Этот фрагмент текста мы сопоставили с другой близкой по содержанию и времени рукописью того же (Игнатия Зайцева) и обнаружили, что лакуна не является случайным пропуском имени преподобного Авраамия, - пишет Дорофеева.

Сообщение о начале празднования с 1553 года в день 20 июля относится к принятию соборного решения об установлении общерусского "среднего" ("с полиелеем") вместо "малого" ("со славословием") празднования пророку Илии".

Автор работы отмечает, что при изучении рукописных сборников учитывались киноварные пометы на полях, фиксирующие степень празднования. Кроме того, сопоставлялись знаки сносок на полях.

Было проведено настоящее историческое расследование. В результате "круг подозреваемых" сузился всего до двух святых, которые почитаются в один день - 20 июля, на который ссылался Голубинский.

Ими оказались преподобный Авраамий Чухломский и Афанасий Брестский. Однако последний скончался в 1648 году, обретение его мощей состоялось 20 июля 1679 года. То есть, единственным святым, который умер до 1553 года, является Авраамий Чухломский. Однако достоверно подтвердить гипотезу Голубинского в рамках нового исследования не удалось.

"Через упоминание памятей русских святых в святцах Иосифо-Волоколамских сборников № 362 и № 416 факт канонизации прп. Авраамия Чухломского на Соборе 1553 года к общерусскому празднованию пока не удается подтвердить, - пишет Ксения Дорофеева.

Однако местное почитание Авраамия в Чухломе и других близлежащих северно-русских землях как святого преподобного чудотворца в это время подтверждается другими фактами".

Подтверждается, в частности, существованием списка его Жития 50-х годов XVI века и списка Жития с чудесами 60-х годов XVI века. Тем не менее, для доказательства утверждения Голубинского о канонизации Авраамия именно в 1553 году "необходимо разыскание иных рукописных источников соответствующего времени".

"Аргументы подтверждают почитание святого Авраамия в середине XVI века и подготовку к его канонизации, но не фиксируют факта и даты соборного решения об установлении празднования ему, обширности и степени торжественности этого празднования", - к такому выводу приходит автор публикации.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться