В музее-заповеднике "Остров-град Свияжск" открылась уникальная выставка "Русский кирпич: клейма, метки, знаки", посвященная истории строительного дела в России.
Вдавленные с помощью штампа изображения на кирпиче называют клеймами, выпуклые, расположенные на "постели" (самая большая сторона) или "тычке" (самая маленькая), - знаками. Если же знаки сделаны до обжига на постелистой части пальцем или инструментом, то это метки.
Все эти элементы могут многое рассказать специалистам. Ученые и коллекционеры, собравшиеся в Свияжске, читают кирпичи как книги. Теперь они решили поделиться своими знаниями и редкими экспонатами с широкой аудиторией.
На выставке, организованной Свияжским музеем-заповедником совместно с Российским государственным гуманитарным университетом и музеем-заповедником "Царицыно", представлено более 100 экспонатов, в том числе старинные инструменты, формы и элементы оборудования.
Экспозиция начинается с фрагментов плинфы из керамических полов храма Петра и Павла X-XIII веков в Смоленске (предтечи кирпича) и завершается образцами XXI века. Географический охват выставки широкий: от Прибалтики до Кавказа.
Как отметила в разговоре с "РГ" куратор проекта, профессор РГГУ Светлана Баранова, ранее в России не проводилось выставок, посвященных обыкновенному глиняному кирпичу. Организаторам удалось представить этот материал как увлекательный экспонат благодаря уникальным артефактам, собранным коллекционерами.
К примеру, коллекционер из Петербурга Владимир Смирнов начал собирать кирпичи 18 лет назад, поставив себе цель иметь хотя бы по одному экземпляру из каждой губернии Российской империи. Вспоминает, как копался в руинах в пиджаке и галстуке под удивлёнными взглядами людей, ездил сам в экспедиции. Сейчас в его коллекции кирпичи из 71 области.
Для коллекционера кирпичей интересно все, что на них написано: чьими руками строились здания, датировки и пр. Очень важно клеймо. В начале его ставили, чтобы знать, с кого спрашивать, если здание было построено плохо и разрушалось. Позже клеймо превратилось в товарную марку, став маркетинговым инструментом. Для этого использовали рамки, красивые шрифты и прочие элементы дизайна.
Москва выгодно отличается от всей России тем, что клеймение в ней началось на два века раньше - в 1640-х годах. Но эталонным считался кирпич из Санкт-Петербурга, изготовленный из оптимальной глины. Одним из критериев качества кирпича был звук, который он издаёт при ударе. Кирпичи должны были звенеть.
Нередко на кирпичах появлялись и спонтанные "клейма" - следы животных или людей. На выставке представлен кирпич с волчьим следом. Старший научный сотрудник музея-заповедника "Царицыно" Павел Ермолов сообщил, что в их коллекции есть кирпичи с отпечатками лап кошек, собак и пальчиков детей.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем