издается с 1879Купить журнал

О какой совместной экспедиции мечтали Фритьоф Нансен и Владимир Арсеньев

08 октября 2024

Знаменитый исследователь Арктики и колумб дальневосточной тайги подружились на музейной экскурсии.

Арсеньев (крайний слева) и Нансен (второй слева) на хабаровском вокзале.

Википедия

Арсеньев (крайний слева) и Нансен (второй слева) на хабаровском вокзале.

110 лет назад выдающийся полярный исследователь Фритьоф Нансен завершил книгу "В страну будущего" о своем путешествии в Россию, где издание стало бестселлером. Среди самых ярких впечатлений Нансена его знакомство с русским коллегой Владимиром Арсеньевым, которое состоялось в Хабаровске.

Знаменитый норвежец был связан с нашей страной множеством "ниточек" делового и личного характера. Дрейф "Фрама", сделавший его мировой звездой, начинался в России; одной из пассий Нансена была математик Софья Ковалевская; путешественник дружил с полярником Эдуардом Толлем и адмиралом Степаном Макаровым. Будучи Верховным комиссаром Лиги наций по делам беженцев, Нансен считал основной задачей помочь возвратить на родину около двух миллионов беженцев из России. Неоценима его деятельность в организации помощи голодающим Поволжья в начале 1920-х годов.

Осенью 1913 года Нансен совершил поездку на восток России с целью исследования морских путей из Европы в устье Енисея. На пароходе "Коррект" он поднялся до Красноярска, затем по КВЖД доехал до Владивостока, а на обратном пути посетил Хабаровск. Здесь и состоялось его знакомство с директором Гродековского музея Владимиром Арсеньевым, который в то время вынашивал замысел знаменитой повести "Дерсу Узала". Двум замечательным исследователям и начинающим писателям было о чем поговорить.

Заинтересованное общение с арктическим исследователем было важно для Арсеньева еще и потому, что он планировал совершить в ближайшем будущем экспедицию на север. Мечтой Владимира Клавдиевича было изучить жизнь аборигенов на побережье Ледовитого океана. Готовясь к этой экспедиции, читал литературу, посвященную полярным исследованиям. И нашел в лице Нансена верного единомышленника.

По свидетельствам очевидцев, во время экскурсии по музею их нельзя было оторвать друг от друга. Нансен был поражен видом обтянутых оленьими шкурами саней и лыж, на которых аборигены-охотники Приамурья совершали с длительные зимние переходы. Путешественник отметил, что они "имели замечательное сходство с санями-лыжами, придуманными мною для гренландской экспедиции и принятыми затем для всех полярников".

Не меньше поразил норвежского гостя и прием в хабаровском ресторане "Русь", принадлежавшем известному гастроному И.А. Миллеру. Нансена ожидал роскошный ужин из двенадцати блюд с бутылкой настоящего французского "бордо" в сопровождении хорошей музыки и тостов, которые до полуночи произносила в его честь собравшаяся публика из офицеров и инженеров с дамами. Путешественник удивился, что немецкий пианист и итальянский виолончелист наряду с русскими и цыганскими песнями виртуозно исполнили "Песню Сольвейг".

Услышав знакомые звуки, он оставил такую запись: "Поразительно и здесь, на Дальнем Востоке, встретиться с Григом и Ибсеном в исполнении немца и итальянца. Поистине мал шар земной!"

Несколько дней, проведенных вместе в Хабаровске, стали началом крепкой дружбы двух великих путешественников. "Это человек от бога, состоявший в несомненной связи с высшими силами", - так впоследствии отзывался об Арсеньеве Нансен, написавший предисловие к немецкому изданию одной из книг друга.

Они умерли в один год, 1930-й…

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться