Любопытное исследование опубликовал на своем сайте Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. Оно рассказывает о благотворительности в среде русского Харбина в первой половине ХХ века, раскрывая малоизвестные данные о самых видных благотворителях того времени.
В основу исследования легли материалы из фондов библиотеки Дома русского зарубежья имени Солженицына. Его автор, кандидат педагогических наук Надежда Егорова, отмечает, что в условиях эмиграции благотворительность была не только востребованной, но и жизненно необходимой.
"Благотворительность в среде русского Харбина получила свое развитие преимущественно в период наплыва беженцев из России после окончания Гражданской войны, и была вызвана необходимостью помощи, прежде всего эмигрантам, не знакомым с законами и условиями жизни в Китае, - пишет Надежда Егорова.
Созданию благотворительных организаций способствовало то обстоятельство, что Китай не вмешивался во внутреннюю жизнь эмигрантов, и поэтому можно было создавать любые организации".
В Харбине возникло большое количество общественных благотворительных союзов, комитетов, обществ, но большую роль сыграли и частные меценаты. Одним из самых видных их представителей был доктор Владимир Казем-Бек.
"Он боролся за жизнь и здоровье любого человека, вне зависимости от размера его кошелька", - отмечает автор исследования.
Профессор медицины Владимир Казем-Бек в 1920 году эмигрировал из Владивостока в Харбин, где его знали практически все жители. Все знали, что он готов в любое время прийти на помощь даже самому бедному пациенту, что с бедных он не берет денег за свои услуги - только за лекарства.
"По воспоминаниям русских, проживавших в Харбине, Владимир Алексеевич, приходя к беднякам, незаметно оставлял им деньги, - сообщает Надежда Егорова. - Доктор Казем-Бек умер 4 августа 1931 года, он заразился скарлатиной, спасая маленькую девочку. За его гробом шел буквально весь Харбин".
Местная общественность решила увековечить имя доктора Казем-Бека, собрала пожертвования и открыла на них скромную амбулаторию, разместившуюся в квартире врача на Пекарной улице.
Затем амбулатория превратилась в небольшую больницу, открытую в наемном доме. Известна она была как Благотворительная больница в память доктора Казем-Бека. В 1936 году в специально оборудованном здании открылась больница, которая стала носить имя доктора-гуманиста. Название этого учреждения звучало так: Монастырская больница имени доктора В.А. Казем-Бека.
"Кроме того, в Харбине был организован Фонд имени доктора В.А. Казем-Бека, деньги которого распределялись между Беженским комитетом и неимущими учащимися средних учебных заведений", - следует из исследования.
Впрочем, в Харбине хватало и других благотворителей. По данным автора работы, в полосе отчуждения КВЖД к октябрю 1921 года насчитывалось до 30 организаций, а вскоре их число увеличилось до 1001.
Особенность заключалась в том, что их финансирование складывалось из трех основных источников: пожертвований, привлечения средств местных органов управления и доходов от коммерческой деятельности. Главной целью являлось оказание материальной и медико-социальной помощи.
"Инициатором благотворительности явилась передовая часть русской интеллигенции, убежденная в том, что помощь страждущим есть обязанность образованного слоя", - подчеркивает Надежда Егорова.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем