Археологи отыскали таинственно исчезнувший 1500-летний город

18:22

Упоминавшееся в письменных источниках древнерусское поселение обнаружено у деревни Вырск Козельского района Калужской области.

Фрагмент плана Генерального межевания Ивановского погоста Вырского стана Белевского уезда. 1779 г.

"Историко-географический журнал"

"Историко-географический журнал" опубликовал научную статью о городище, впервые обнаруженном в 2021 году сотрудниками Тульской археологической экспедиции музея-заповедника "Куликово поле". Спустя три года ученые дают первую интерпретацию находке.

Авторами статьи стали к.и.н. Андрей Дедук, Александр Колоколов и к.и.н Татьяна Наумова из государственного военно-исторического и природного музея-заповедника "Куликово поле".

Статья посвящена вновь выявленному памятнику археологии - городищу у деревни Вырск и его историко-географической интерпретации. В 2021 году сотрудники Тульской археологической экспедиции провели разведочные работы на городище. В результате было выявлено несколько периодов бытования памятника: IV-V вв. (мощинская археологическая культура), IX-X вв. (роменская археологическая культура), эпоха Древней Руси (XII-XIII вв.) и позднего средневековья (XIV-XVI вв.).

"Позднесредневековый горизонт городища может быть отождествлен с центром козельской волости Вырка, впервые упомянутой в договорной грамоте великого князя Василия Васильевича с можайским князем Иваном Андреевичем и верейским и белозерским князем Михаилом Андреевичем (ок. 1445 г.), - сообщают авторы работы.

Кроме этого, Вырка упомянут в договорной грамоте 1447 г. великого князя Василия Васильевича можайским князем Иваном Андреевичем и в духовной Ивана III".

Находки IV-V веков на городище у д. Вырск. Фото: hist-geo.ru

Затем город таинственно исчез. Впервые гипотеза о том, что город Вырка располагался в левобережье реки Оки, была высказана еще в 1902 году археологом Дебольским. Спустя 122 года его предположение удалось подтвердить.

"Согласно писцовым книгам и материалам Генерального межевания, на городище располагался Ивановский погост "на речке на Вырке" Вырского стана Белевского уезда XVII-XVIII вв.", - пишут ученые.

Археологическая разведка в 2021 году была организована для проверки информации местных краеведов, которые сообщали о существовании не известного ранее городища.

В результате проведенных исследований оно было найдено и получило статус вновь выявленного археологического памятника. Городище находится на левом берегу реки Средняя Вырка, в 1,5 километрах к юго-востоку от современной деревни Вырск, на мысу, имеющем вытянутую форму.

Город имел систему оборонительных укреплений, которая состояла из двух валов и рва. Внутренний вал достигал в высоту трех метров, а ширина его подножия составляла около 10 метров. Второй вал был такой же трехметровой высоты, но шириной уже 15 метров.

В ходе раскопок были обнаружены артефакты, относящиеся к различным историческим эпохам. Например, к наиболее раннему этапу бытования памятника ученые относят бронзовую окскую фибулу с кнопкой на ножке. Наиболее вероятная датировка изделия: конец IV - первая половина V века.

Также были найдены немногочисленные фрагменты груболепных и лощеных сосудов. Среди них обнаружено четыре высоких, отогнутых наружу венчика. Эти находки исследователи идентифицировали как предметы керамики мощинской культуры.

Указанные предметы позволили датировать время возникновения городища IV-V веками нашей эры. Материалы этого времени были обнаружены на внешней, малой площадке городища.

Находки XII-XIII веков на городище у д. Вырск. Фото: hist-geo.ru

А следующий этап заселения мыса был связан уже с эпохой славянской колонизации Верхней Оки в VIII-X веках. Древности этого периода представлены в исследовании фрагментами толстостенных груболепных сосудов горшковидной формы. Некоторые из них были украшены - орнаментированы по краю пальцевыми вдавлениями.

Для того чтобы убедиться, что найдена именно исконная "Вырка", ученые изучили укрепленные памятники археологии, известные на реках Вырках на настоящий момент.

И пришли к такому выводу: "исходя из текущего археологического изучения региона, исследуемое городище является единственным вариантом локализации центра козельской волости Вырка".