Астрофизик разгадал загадку мистической картины Ван Гога

21 октября 2024

Американский астрофизик Дональд Олсон исследовал картину Ван Гога "Тополиная аллея на закате". Ученый вместе с двумя нидерландскими астрономами-энтузиастами установил, какая местность изображена на этой работе. Они выяснили, что на картине изображен участок дороги Веверстраат в городе Нюэнен 13 или 14 ноября 1884 года.

Картина Ван Гога "Тополиная аллея на закате".

magazineart.art

Картина Ван Гога "Тополиная аллея на закате".

Данные своего исследования астрофизик опубликовал в журнале Sky & Telescope Magazine. Он рассказал, как разгадал загадку. Решил, что сначала надо взять карты того времени и найти тот самый переулок, который рисовал Ван Гог. А найдя его, с помощью компаса можно обнаружить и направление дороги, изображенной на картине. Это первое. Второе - определить конкретный день, когда диск солнца заходил под углом, схожим с нарисованным.

Дату написания "Тополиной аллеи на закате" Дональд Олсон вычислял и по письмам Ван Гога, которые тот писал брату Тео. В одном из них от 25 октября 1884 года он рассказывает, что работал над этюдом с тополями. Но выяснилось, что речь шла о другой картине - "Аллее тополей осенью" (1884). На ней вдали виднеется дом, проглядывает голубое небо. Пейзаж другой.

Ученые провели исследования в планетарии и определили, что солнце зашло на юго-западе, в диапазоне азимутов или направления компаса небесного объекта, между 240 и 244 градусами. А карты 1883 года, они подробно описывали местность вокруг Нюэнена и соседних деревень, помогли назвать точное место. В итоге, остановились на трех участках - Хукстраате в Недерветтене, Брааквеге и Веверстраате в Нюэнене.

Научные расчеты показали, что закат на картине Ван Гога можно было наблюдать именно в Веверстраате 13 и 14 ноября 1884 года. Подтверждают это и метеорологические записи того дня.

Так что погода для Ван Гога 13 или 14 ноября была благоприятной. Теперь почитатели творчества великого художника смогут побывать на месте написания картины и полюбоваться пейзажем.