Государственный архив РФ в Telegram-канале "Документальное прошлое" опубликовал раритетные справки, подготовленные в 1952 году дипломатическими представительствами СССР в разных странах. Эти документы пролили новый свет на то, с каким противодействием Запада пришлось столкнуться советскому кино.
Как отмечает Госархив РФ, справки были составлены во время так называемого периода "малокартинья", который совпал с периодом значительного ухудшения отношений Советского Союза со странами Запада.
Контакты со странами западного мира, часть которых еще за несколько лет до этого называли себя союзниками СССР, были сведены к минимуму. С другой стороны, Советский Союз использовал различные формы, методы и инструменты для выстраивания собственного положительного имиджа на международной арене.
Одним из таких инструментов был кинематограф. Была поставлена задача продвигать советское кино в прокат в западных странах и с его помощью, по сути, пропагандировать советский строй, его цели, задачи и ценности. Кроме того, кино должно было показать западному зрителю, как на самом деле живет советский человек.
"Власти задумывались о возможности расширить прокат имеющихся советских картин за границей, - уточняет Госархив РФ. - Так, в справке о состоянии проката в США советские дипломаты упоминают о необходимости "улучшить качество английских текстов к советским фильмам, учитывая при этом уровень и национальные особенности американского зрителя".
Посольство СССР в Великобритании в своей справке просило направлять в Англию "преимущественно музыкальные фильмы", а "документальные фильмы не делать длинными, снабжать их текстами на хорошем английском языке и не допускать, чтобы они носили чисто агитационный характер".
Однако на Западе, по всей видимости, скрытый смысл советского кинопроката сумели раскрыть и начали ему противодействовать. Например, в одной из справок советские дипломаты сообщали, что объемы проката советского кино в США заметно сократились.
А произошло это "в обстановке грубого шантажа и запугивания владельцев кинотеатров". Сокращение действительно было огромным. В справке приводятся такие данные: в 1947 году советские фильмы в США посмотрели 4,6 миллиона человек, в 1948 году - 7,3 миллиона.
В 1951 году лишь 580 тысяч американцев посмотрели советское кино, а за 8 месяцев 1952 года только на широкой пленке советские фильмы посмотрели 512 тысяч американцев.
Регулярно советское кино демонстрировалось всего в девяти коммерческих кинотеатрах, расположенных в четырех городах: Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго и Сан-Франциско. Периодически же наше кино крутили в 45 кинотеатрах 32 городов США. Кроме того, киноленты на узкой пленке демонстрировались в 15 колледжах и университетах.
"Американские зрители относительно активно смотрели фильм "Сталинградская битва" - 55 300 человек в 10 кинотеатрах в 1950 году, - сообщает Госархив РФ. - При этом в марте 1952 года в четырех кинотеатрах США демонстрировался советский документальный фильм "Новый Китай", который посмотрели 30 тысяч зрителей".
В справке упоминается некая компания "Арткино-Пикчерс", которая с 1940 года занималась прокатом советских фильмов. Впрочем, организована она была на средства Совэкспортфильма, которому принадлежал ее оборотный капитал.
"При этом глава фирмы "прогрессивный человек" Николас Наволи "зарегистрирован как агент, работающий в пользу иностранной державы", - подытожили в архиве.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем