23 октября 1904 года родился Святослав Рерих, выдающийся художник, коллекционер восточного искусства. Его называли величайшим живописцем русского происхождения, который с 30-х годов XX века работал в Индии.
Маленький мир
Родители Святослава - прославленная творческая семья, известная на весь мир: знаменитый художник, ученый, философ, путешественник Николай Рерих и его сподвижница, общественный деятель, писатель Елена Рерих. Будущий живописец появился на свет в Санкт-Петербурге, он был вторым ребенком в семье.
"С ранних лет я был окружен людьми, которые глубоко интересовались поисками духовных ценностей. Их целью в жизни были высшие ценности со всеми замечательными перспективами, которые открывают эти ценности. Это изучение философии, учений таких великих личностей, как Шри Рамакришна, Свами Вивекананда, Шри Ауробиндо, это изучение постоянно было живым источником вдохновения и свершений", - вспоминал Святослав Николаевич.
С трех лет мальчик начал учиться живописи. Примером для него стали работы фламандских и нидерландских мастеров, которые были в коллекции Николая Рериха, а также работы самого главы семьи. Вторым увлечением Святослава стали естественные науки: он изучал орнитологию, зоологию, минералогию. Мама собирала для него коллекции насекомых и камней, покупала чучела птиц.
"Наш маленький мир был насыщен замечательными впечатлениями", - писал впоследствии Рерих.
Святослава отдали в частную гимназию Карла Мая (там же учился его отец), где он продолжил заниматься рисованием. Николай Рерих брал сына в поездки по старинным городам, Святослав помогал ему расписывать храм Святого Духа в Талашкине в Смоленской области.
"Именно Ленинград, тогда еще Петербург, потом Петроград, имел такое большое влияние на мое развитие, на мою жизнь. Потому что все, что я получил тогда, все то, чем этот город так или иначе окружал меня, всегда жило во мне и продолжает жить", - рассказывал Святослав Николаевич.
Зимой 1916 года семья из-за болезни Николая Константиновича была вынуждена переехать в Финляндию. Именно здесь 13-летний Святослав написал свой первый портрет отца. Мальчик увлекся натурной живописью, начал изучать индийскую философию.
В то время семья Рерихов много переезжала. В Стокгольме, при русском посольстве, Святослав сдал экзамены за гимназический курс, после вместе родителями отправился жить в Копенгаген, а затем - в Лондон, где поступил в Королевскую академию искусств - изучал архитектуру. В 1920 году Николая Константиновича пригласили в США. Святослав поступил в Архитектурную школу Чикагского института искусств, где получил степень бакалавра, затем продолжил обучение в Колумбийском университете и в 1923 году окончил Высшую школу архитектуры Гарвардского университета.
Балет и портреты
Еще будучи студентом, Святослав начал помогать отцу создавать декорации к знаменитым операм "Снегурочка", "Садко" Николая Римского-Корсакова, "Князю Игорю" Александра Бородина, которые были показаны в европейских театрах.
Балет в 20-е годы прошлого века был в Америке очень популярным. Рерих познакомился с сестрами Франческой и Бертой Браджиотти: их танцевальная школа Braggiotti Sisters была одной из самых известных в США. В 1922 году Святослав стал инициатором создания одноактного балета "Свет и Тьма" - либретто он написал вместе с известной американской балериной Рут Пейдж, композитором выступил его сокурсник по Гарварду Алекс Штейнерт, постановку сделал танцовщик и хореограф Адольф Больм.
Премьера балета состоялась в Бостоне, после чего Рерих задумал новый проект под названием "Игра". Главными действующими лицами в нем были черные и белые шахматные фигуры - олицетворение сил добра и зла. Позжде постановку назвали "Шахматный балет".
В 1923 году Святослав с родителями отправились в путешествие по Европе. Молодой человек спал по несколько часов в день, познакомился с легендарным меценатом Сергеем Дягилевым, создал многочисленные эскизы театральных костюмов. "Для практики", будучи в Париже, он написал портрет своего брата, нескольких знакомых, а потом, всего за четыре часа, автопортрет в восточной манере.
"Портрет был начат и окончен, и оказался лучше, чем я предполагал. Он живой, готовый разговаривать. Он даже сообщит тебе очень странное чувство, если ты посмотришь на него достаточно долго... Это будет мое начало как портретного живописца", - писал художник. Его галерея в будущем станет огромной: только портретов своего отца Рерих написал около 30. Один из них приобрел Люксембургский музей в Париже.
К тому времени относятся известные картины Рериха "Мадонна Сан-Себастьяно", портрет Николая Константиновича Рериха, "Голова Францисканского монаха", "Святой Франциск Ассизский", "Соломон". Всего за полгода 19-летний юноша создал огромное количество творческих работ - живописных и театральных.
Из Европы Рерихи отправились в Индию. Полтора года семья живет на границе с Тибетом, в княжестве Сикким - именно здесь расположены буддийские святыни и монастыри. Святослав помогал родителям в их масштабной Центрально-Азиатской экспедиции в Восточные Гималаи. Он изучал жителей Индии и их быт, очень много рисовал. В Америку в 1924 году художник привез свыше ста полотен, в том числе, "ламскую серию" - портреты лам.
О Рерихе говорили, что в его работах реализм русской школы живописи переплетается с лучшими традициями западного искусства, и все это дополнено индийскими мотивами. Николай Константинович называл талант сына "высоким даром", несущим радость и всем окружающим.
В 1925 году состоялась первая персональная выставка 21-летнего Рериха, где он представил более 300 работ - это были портреты, пейзажи, театральные эскизы, иллюстрации к книгам. Критики утверждали, что портретное творчество Святослава Николаевича было лучшим на Американском континенте. Последующие выставки, которые прошли в разных городах США, стали сенсацией. Картины Рериха приобрели многие музеи мира.
"Ключ к моим картинам, к моему творчеству - в моем отношении к жизни. Оно многогранное. Я люблю жизнь, жизнь меня всегда интересовала. Интересовала не только жизнь людей, но и жизнь всей природы - вся жизнь", - говорил Святослав Рерих.
Муза и вдохновение
После окончания Гарварда, в 1931 году, Рерих окончательно переехал в Индию, где жили его родители. Он признавался, что влюблен в эту страну, считал ее духовной родиной, она стала источником его вдохновения и творчества. Художник написал десятки картин, на которых запечатлел индийский колорит.
В 1933 году он завершил "Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии", который считается одним из самых ярких и грандиозных произведений Святослава. А выполненные им ростовые портреты индийских премьер-министров Индиры Ганди и Джавахарлала Неру по сей день висят в Центральном зале парламента Индии.
В 1944 году Святослав Николаевич познакомился с любовью всей его жизни - индийской киноактрисой, внучатой племянницей поэта Рабиндраната Тагора Девикой Рани. Ее называли "первой леди индийского экрана", "магическим романтическим цветком". Рерих создавал декорации для фильма, в котором она снималась. Влюбленная пара поженилась спустя год в долине Куллу. Это была грандиозная свадьба: для встречи невесты своих представителей прислали все 365 расположенных в Куллу храмов. До конца жизни Рериха Девика Рани была его музой, вдохновением и верной спутницей.
Неравнодушный
В Индии Святослав Николаевич не только писал картины, но еще и активно участвовал в научно-исследовательской работе института Гималайских исследований "Урусвати". Он возглавлял отдел естественно-научных исследований, занимался орнитологией, ботаникой, химией, тибетской фармакопеей, минералогией. Рерих организовал экспедицию в тибетские нагорья, чтобы изучить засухоустройчивые травы, собрал семена злаковых для академика Вавилова.
После начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, Рерих и его брат Юрий написали послу СССР в Лондоне, что хотят вступить в ряды Красной армии, но им было отказано. В течение всей войны братья передавали в пользу Красного Креста средства от продажи картин и организации выставок. Также они вели сборы пожертвований, издавали книги, выступали на радио.
После войны Рерих с супругой приобрели в Индии усадьбу "Татагуни" - она принадлежала британскому подданному: художник мечтал превратить ее в культурно-научный центр. Он много занимался просвещением: активно участвовал в создании экспериментальной школы для детей, куда принимали с трех лет. В ней учили по разработанной Святославом Николаевичем методике, на основе нравственно-эстетического воспитания.
Вместе с братом, Рерих организовал в СССР несколько выставок работ отца. Первая открылась в 1960 году в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, а позже была показана в Эрмитаже. В 70-х Станислав Николаевич передал Министерству культуры СССР дарственную на 42 работы Николая Рериха. С 1989 года в стране работал Советский Фонд Рерихов, при котором организовали научный центр-музей имени Н.К.Рериха. Спустя год в него было передано наследие старших членов семьи. Для Фонда выделили городскую усадьбу Лопухиных, в которой разместился Музей Рерихов. В 2019 году его перенесли на ВДНХ.
В экспозицию музея входят более чем 800 художественных и графических произведений Николая и Святослава Рерихов, а также предметы декоративно-прикладного искусства из России, Тибета, Монголии, Индии, Египта.
Святослав Рерих вошел в историю как выдающийся живописец и общественный деятель, лауреат международной премии имени Джавахарлала Неру, обладатель орденов "Падма Бхушан" и "Дружбы народов". Он скончался 30 января 1993 года в возрасте 88 лет. Его супруга Девика Рани основала Международный мемориальный трест Рерихов - он находится в долине Куллу. Здесь же - место кремации Святослава Николаевича. Девика Рани любила отдыхать здесь под липами, привезенными из Европы: когда-то их посадили сами супруги. И сюда же она завещала захоронить часть своего праха.
В интервью журналисту "РГ" от 1989 года, на вопрос, почему гамлетовский вопрос "быть иль не быть" более к себе не притягивает, Святослав Николаевич ответил: "Возможно, дело в том, что предыдущие поколения уже ответили на вопрос принца датского утвердительно - быть! И теперь актуальнее следующий вопрос - "каким быть?". Выбрав жизнь, люди должны подумать о том, как прожить ее достойно".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем